Культура | Выставка
Дальше Гойи
24 января в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка «”Капричос“. Гойя и Дали», где будут представлены работы из двух серий гравюр: «Капричос» Франсиско Гойи из собрания музея и «Капричос Гойи», созданной Сальвадором Дали, из коллекции Бориса Фридмана.
Одной из вершин графического творчества Франсиско Гойи является серия офортов «Капричос» (исп. caprichos) — особый жанр, сложившийся в искусстве Западной Европы на рубеже XVI–XVII веков, предполагающий создание серии капризов, причуд или фантазий, объединенных одной темой. «Капричос» (1793– 1799) рассказывают о реалиях политической и социальной жизни тогдашней Испании. Почти через 180 лет Сальвадор Дали предложил свое прочтение смыслов офортов, созданных Гойей. Дали вводит в изображения Гойи дополнительные персонажи, детали и красочные элементы, используя технику сухой иглы, офорта и пошуара. В одних случаях он переиначивает персонажей гравюр Гойи, в других — добавляет своих действующих лиц, дорисовывает фон. Иногда он просто следует за образами Гойи, применяя лишь раскраску. Дали также сделал собственные комментарии к серии, дополняя фантазии Гойи своими сюрреалистическими видениями, вступая тем самым в диалог с великим предшественником. Экспозиция включает 41 гравюру Гойи и столько же Дали. Посольство Испании в Москве подготовило программу, посвященную выставке. О выставке, Гойе и Дали размышляет искусствовед, советник по культуре посольства Испании в России Альваро де ла Рива.
Гойя и Дали: параллели
На удивление очень мало научных работ, посвященных связи между циклами «Капричос» двух великих художников. Офорты Гойи в свое время были истолкованы как социальная критика, обличенная в форму сатиры. Он критиковал Испанию периода 1799 года, царившие в то время невежество и суеверие народа, моральную коррумпированность правящих кругов, жестокость суда инквизиции и упадок общественных нравов и устоев. Согласно такому пониманию «Капричос», они мало чем отличаются от похожих циклов, авторами которых были другие его современники, как, например, Уильям Хогарт, показавший нищету Англии XVIII века. И все же «Капричос» Гойи, а особенно поздняя серия его гравюр «Диспаратес» (нелепицы), на мой взгляд, уводят нас в психологическую и иррациональную область познания, что делает Гойю первым современным художником. В этом смысле Гойя идет гораздо дальше, чем Хогарт, и именно поэтому его работы до сих пор поражают нас. Дали сумел увидеть эту область, это измерение в творчестве Гойи. В самом известном из офортов под названием «Сон разума рождает чудовищ» мы видим спящего человека, положившего голову на стол, а из темноты над его головой появляются