ВСМ — это не булочная

ВСМ — это не булочная

ЭкспертСтиль жизни

ВСМ — это не булочная

Фото Сергей Максимишин

В большие проекты Россия впрягается долго. Если проект находится вне зоны четких приоритетов первого лица государства, подготовительная стадия растягивается на годы. Содержательные затяжки, связанные с экспертизой и столкновением альтернативных решений, переплетаются со схватками лоббистов, и все это вдобавок вязнет в банальной чиновничьей волоките — никто не хочет брать на себя ответственность.

Самые крупные инфраструктурные проекты прошлого десятилетия были связаны с развитием экспортных трубопроводов. Первые разговоры о необходимости «бросить нефтяную трубу» на Китай один опальный олигарх завел еще в конце 1990-х. Первый шов трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан был сварен весной 2006-го.

Проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань не в пример сложнее трубопроводного. Речь идет о строительстве самостоятельного, параллельно действующей ветке, железнодорожного пути, рассчитанного на движение поездов на скоростях до 350 километров в час. Понятно, что и сами поезда, равно как и система управления движением, серьезно отличаются от нам привычных. Фактически речь идет о серьезном вызове для отечественных проектных компаний, строительной индустрии, производителей рельсов, вагонов и локомотивов.

И, конечно, уже подоспели «помощники». Китайцы, за последние десять лет построившие почти 27 тысяч километров ВСМ, в полтора раза превысив наличную протяженность таких магистралей во всех остальных странах мира вместе взятых, настойчиво предлагают свои услуги. Готовы и спроектировать, и построить, и поезда продать, и профинансировать всю эту историю. А если впоследствии удастся протянуть магистраль до Пекина — то и пассажирами обеспечить. России же в этой бесхитростной модели уготована роль суррогатной матери, предоставляющей свою территорию для эксплуатации избыточных мощностей восточного соседа.

Отвергнув такое «сотрудничество», мы вступили на путь диверсификации партнеров — в частности, начаты переговоры с ведущими европейскими производителями высокоскоростного подвижного состава о лицензионном производстве этой техники в России с движением к максимальной локализации.

Не сложилась пока и финансовая модель проекта. Не желая раскошеливаться на весь проект из бюджета, МЭР и Минтранс настаивают на модной нынче схеме ГЧП. Да вот беда: среди частных компаний желающих выложить кругленькую сумму пока не нашлось (только пилотный 300-километровый участок трассы ждет взноса в размере 200 млрд рублей). Остается надеяться на волшебную идею, высказанную в одном из недавних интервью главой Минтранса Евгением Дитрихом. Креатив министра звучит так: концессия без концессионеров. Это, безусловно, новое слово в моделях финансирования инфраструктуры. По словам Дитриха, проект оформляется как концессия, но на первом этапе, когда ведется подготовка земельных участков и риски самые высокие, инвестиции берет на себя государство. После этого частный инвестор уже может войти в проект, выкупив часть акций специально созданного акционерного общества.

Может быть, пора перестать напрягаться и наконец признаться себе, что, кроме государства и государственного ОАО РЖД, финансировать мегастройку некому. Во всем мире проекты ВСМ в принципе нерентабельны — в узком, не общехозяйственном смысле. В Китае государство полностью оплачивает строительство и потом субсидирует железнодорожникам эксплуатационные расходы, чтобы держать стоимость билетов на доступном большинству уровне. В Европе картина такая же. В Испании даже был забавный пример, когда уже построенную линию ВСМ закрыли: убытки огромные, а средств в бюджете после кризиса 2008 года — не очень.

Эффективность проектов ВСМ считают не как окупаемость дороги как таковой — она не окупается, — а как набор косвенных позитивных эффектов, которые появляются вследствие пуска этой ВСМ. Речь идет о развитии старых и возникновении новых городских агломераций, о создании новой экономики вокруг дороги и в связи с ней. Если плюсы перевешивают убыток от начального капекса и последующих субсидий на эксплуатацию, игра стоит свеч.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый тест новинок Парада Победы: вездеходы-багги «Чаборз» Первый тест новинок Парада Победы: вездеходы-багги «Чаборз»

На Параде Победы по Красной площади впервые проедут вездеходы-багги «Чаборз М-3»

Популярная механика, май'19
Отряд 9900: зачем израильская армия берет на службу людей с аутизмом Отряд 9900: зачем израильская армия берет на службу людей с аутизмом

В израильской армии запустили экспериментальный проект «Взгляд в будущее»

Популярная механика, май'19
13 приборов, из которых пьют чай во всем мире: чабань, армуд, чахэ и многое другое 13 приборов, из которых пьют чай во всем мире: чабань, армуд, чахэ и многое другое

Самый интересный гид по чайным традициям всего мира: от Китая до Южной Америки

Playboy, май'19
Под каким знаком зодиака родилась твоя любовь Под каким знаком зодиака родилась твоя любовь

Зодиакальное созвездие первой встречи с любимым определяет развитие отношений

Лиза, май'19
Старейшие деревья Земли на фоне звёзд: фотопроект «Бриллиантовые ночи» Старейшие деревья Земли на фоне звёзд: фотопроект «Бриллиантовые ночи»

Отыскать самые старые деревья на планете – такая цель у американки Бет Мун

National Geographic, май'19
Эти забавные рептилоиды: как будут выглядеть пришельцы, по мнению ученых Эти забавные рептилоиды: как будут выглядеть пришельцы, по мнению ученых

О том, какими точно не будут инопланетяне и какими, не исключено, они будут

Maxim, май'19
Легенда о Чернобыльском «эксперименте»: что на самом деле произошло на АЭС и зачем в СССР соврали о причине катастрофы, предсказанной конструкторами Легенда о Чернобыльском «эксперименте»: что на самом деле произошло на АЭС и зачем в СССР соврали о причине катастрофы, предсказанной конструкторами

6 мая 2019 года канал НВО начал показ сериала «Чернобыль»

Esquire, май'19
Весенняя романтика: 9 кокетливых юбок для чувственного образа Весенняя романтика: 9 кокетливых юбок для чувственного образа

Для прогулок теплыми, майскими вечерами выбирай романтичные юбки длины миди

Cosmopolitan, май'19
Реальные цифры: самые быстрые помолвки звезд Реальные цифры: самые быстрые помолвки звезд

Некоторые голливудские звезды решаются на помолвки почти после первого свидания

Лиза, май'19
Что интересного будет в Android 10 Q и какие смартфоны получат обновление Что интересного будет в Android 10 Q и какие смартфоны получат обновление

Какие функции будут у Android 10 и когда выйдет новая ОС

CHIP, май'19
7 неочевидных, но важных симптомов аллергии (один связан даже с либидо) 7 неочевидных, но важных симптомов аллергии (один связан даже с либидо)

И ни в коем случае не лечите аллергию сами!

Playboy, май'19
Как перестать беспокоиться и полюбить триатлон: эксперимент MAXIM Как перестать беспокоиться и полюбить триатлон: эксперимент MAXIM

Подготовка к триатлону на личном опыте редакции

Maxim, май'19
Новый самолет — как младенец, которого нельзя оставлять без присмотра Новый самолет — как младенец, которого нельзя оставлять без присмотра

В чем причины катастрофы и технические проблемы «Суперджетов»

СНОБ, май'19
Тревожное открытие: пластик влияет на фотосинтезирующие бактерии Тревожное открытие: пластик влияет на фотосинтезирующие бактерии

Ученые оценили вред, который пластик наносит протококковым водорослям

National Geographic, май'19
Стиль вне гендера: 8 парней из России, которые носят и мужское, и женское Стиль вне гендера: 8 парней из России, которые носят и мужское, и женское

Парни, которые отказываются признавать гендерные рамки в области гардероба

Cosmopolitan, май'19
Цифровая молодежь Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

Forbes, май'19
Спортивная добавка Спортивная добавка

Пытаемся понять, чего в Audi A6 больше – спорта или комфорта

АвтоМир, апрель'19
Пожарная реставрация Пожарная реставрация

Споры о том, как реставрировать символ Франции — знаменитый собор Нотр-Дам

Огонёк, май'19
На крыльях Сухого На крыльях Сухого

В этом году легендарному конструкторскому бюро Павла Сухого исполняется 80 лет

Популярная механика, май'19
Нелегкая инфекция Нелегкая инфекция

Опасность заразиться туберкулезом по-прежнему существует и в наше время

Лиза, май'19
О чем молчат химеры О чем молчат химеры

В понедельник католической Страстной недели горел собор Парижской Богоматери

Караван историй, май'19
«Мама говорила, что я не выгляжу как русская» «Мама говорила, что я не выгляжу как русская»

В издательстве «Эксмо» вышла книга полковника СВР Елены Вавиловой

Огонёк, май'19
Наcледник «Энергии» Наcледник «Энергии»

Новейший ракетный двигатель РД-171МВ открывает нашей космонавтике будущее

Популярная механика, май'19
Пугачевский бунт Пугачевский бунт

У бывших финалистов «Евровидения» — «Бурановских бабушек» — свои волнения

Огонёк, май'19
Играй, гармонь! Играй, гармонь!

Юморист Николай Бандурин – о мечте Задорнова и восстановлении дома после пожара

StarHit, май'19
Вау-кубик больше, чем игрушка Вау-кубик больше, чем игрушка

WOWCube – проект нижегородского IT-бизнесмена Ильи Осипова и его 14-летнего сына

Популярная механика, май'19
Без лишних слов Без лишних слов

Элеонора Каризи рассказала о том, как сменила тексты на фотографии

Vogue, май'19
Облачный бизнес: разработчики решают Облачный бизнес: разработчики решают

Конференция Microsoft Build собрала шесть тысяч разработчиков

Эксперт, май'19
Анна Курникова: «Жить без стимула невозможно!» Анна Курникова: «Жить без стимула невозможно!»

Русская спортсменка дала Cosmo первое интервью после рождения детей

Cosmopolitan, май'19
На голову выше На голову выше

Каких неприятностей следует ожидать от коллег, если тебя повысили?

Лиза, май'19