Нацпроекты набирают скорость

ЭкспертБизнес

Нацпроекты набирают скорость

Масштабное строительство транспортной инфраструктуры действительно ускорит рост экономики, но не так, как хотелось бы

Евгения Обухова, Константин Пахунов

Коллаж Кирилла Рубцова; фото Сергея Максимишина

Постепенно становятся видны контуры самых крупных нацпроектов из тех, которые будут реализованы до 2024 года, — транспортных. Всего их два: «Комплексный план развития магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». К сожалению, Минтранс не ответил на просьбу «Эксперта» предоставить конкретный перечень проектов, включенных в эти два перечня; возможно, дело в том, что окончательный список все еще проходит согласования. Но даже на уже имеющуюся информацию весьма интересно посмотреть пристальнее.

Строишь порт? Клади и рельсы

Министр транспорта
РФ Евгений Дитрих
сообщил, что компании,
которые вкладываются
в порты, готовы также
вложиться в расшивку
узких мест на подхода
х к ним. ТАСС

В одном из недавних интервью министр транспорта РФ Евгений Дитрих раскрыл основные цифры инвестиций по двум нацпроектам своего ведомства, обрисовал их источники и основные направления, по которым будет вестись работа. О «Комплексном плане…» «Эксперт» уже писал (см. «Дороги ради дорог», № 36 за 2018 год). Это первый нацпроект, который ведет Минтранс; общая потребность в инвестициях по нему на ближайшие шесть лет составляет 6,3 трлн рублей. Чуть больше половины выделит федеральный бюджет, три триллиона рублей планируется привлечь от частных инвесторов.

В комплексный план входят девять федеральных проектов: «Европа — Западный Китай» (предусматривает создание автомобильного коридора), «Морские порты» (увеличение объема портовых мощностей на треть — на 370 млн тонн), «Железнодорожный транспорт и транзит» (сюда включена модернизация БАМа и Транссиба плюс строительство железнодорожных подходов к портам Азовско-Черноморского бассейна), «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» (строительством ВСМ Москва — Казань), «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» (реконструкция аэропортов, субсидирование авиаперевозок и помощь в приобретении воздушных судов российского производства), а также «Северный морской путь», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Внутренние водные пути».

Самыми затратными из них обещают стать железнодорожные проекты: по некоторым данным, на них в сумме придется изыскать более 2,5 трлн рублей; самыми же популярными у частных инвесторов станут проекты строительства портов и железнодорожных подходов к ним. Как пояснил Евгений Дитрих, компании, которые вкладываются в порты, готовы также вложиться и в расшивку узких мест на подходах.

При этом Минтранс готов предложить им специальные механизмы вхождения даже в те проекты, в которых не предполагалось участие частных инвесторов. Среди таких механизмов — концессия без концессионеров; по словам Евгения Дитриха, проект оформляется как концессия, но на первом этапе, когда ведется подготовка земельных участков и риски самые высокие, инвестиции берет на себя государство. После этого частный инвестор уже может войти в проект, выкупив часть акций специально созданного акционерного общества.

Что же касается проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то он предполагает реконструкцию и приведение в нормативное состояние дорог в городах с населением свыше 200 тыс. человек и дорог, их соединяющих. Выбирать дороги будут сами регионы вместе с жителями. Финансирование этого проекта будет строиться совсем иначе, чем «Комплексного плана…». Так, основной объем инвестиций (более четырех триллионов рублей), как предполагается, возьмут на себя регионы. Они будут использовать механизм инфраструктурной ипотеки, закладывая в свои бюджеты платежи по проектам, при этом сами дороги будут бесплатными (хотя в имеющемся у «Эксперта» предварительном списке проектов есть и платные автодороги — например, платная скоростная автодорога Елабуга — Екатеринбург»). Деньги на выплаты регионы возьмут из акцизов, в том числе на ГСМ, которые будут перечисляться в региональные бюджеты.

Итак, у компаний, которые уже взялись за модернизацию морских портов, есть интерес и к реконструкции подъездных железных дорог. А что насчет инвесторов в другие транспортные проекты, найдутся ли они? За реконструкцию значительной части местных аэропортов может взяться «Новапорт» Романа Троценко, а также «Норникель», «Ренова» и «Полюс золото». А как быть с концессиями на дороги? Александр Баженов, основатель и президент компании «ИнфраКАП», полагает, что факторы привлекательности можно оценить, лишь исследовав модель реализации проекта. «Есть факты: на региональную концессию строительства региональной автомобильной дороги Стерлитамак — Магнитогорск в свое время заявилось шесть инвесторов, и это был самый конкурентный концессионный конкурс, — напоминает Александр Баженов. — Несмотря на последующее оспаривание результатов этого конкурса в ФАС, победивший инвестор судился и выиграл во второй инстанции, отстояв свое право на реализацию проекта. Значит, условия были сформированы привлекательные. Напротив, на последние секции ЦКАД привлечение инвесторов было проблематичным, причины — ограниченное знание о дополнительных затратах на перенос коммуникаций, подготовку земельных участков, большая капиталоемкость проекта в отсутствие федеральных механизмов рефинансирования, волатильные ставки и закрытые зарубежные рынки капитала, очень плохое финансовое состояние подрядчиков». Основные факторы привлекательности для инвестора, напоминает основатель «ИнфраКАП», — наличие трафика и перспектива его роста, текущий тариф и перспектива его роста, участие субъекта РФ в расчетах с инвестором с учетом ожидаемых бюджетных эффектов от реализации проекта, адекватное техническое решение с ограничением инвестиционных затрат.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Повестка дня Повестка дня

В новом году рубль не удержится

Эксперт, ноябрь'18
Гений места Гений места

Живописному городку Соломео в Умбрии повезло — здесь живёт Брунелло Кучинелли

Robb Report, ноябрь'18
Космос, глубина и радиация. Экстремальная робототехника Космос, глубина и радиация. Экстремальная робототехника

Машины для работы в самых экстремальных условиях

Популярная механика, ноябрь'18
Кармически сильные мужские имена для всех знаков Зодиака Кармически сильные мужские имена для всех знаков Зодиака

Кармически сильные мужские имена для всех знаков Зодиака

Лиза, октябрь'18
Место действия: Южная Америка Место действия: Южная Америка

Южная Америка – место уникальное, хотя и далеко не самое приветливое

Игромания, ноябрь'18
«Арктику нельзя покорить» «Арктику нельзя покорить»

Зачем нужен проект закона о развитии Арктики и почему он никак не пройдет

Огонёк, октябрь'18
2 процедуры омоложения вместо круговой подтяжки, чтобы не выглядеть, как надутый шарик 2 процедуры омоложения вместо круговой подтяжки, чтобы не выглядеть, как надутый шарик

К чему приводит радикальная операция по омоложению? Спойлер: ни к чему хорошему

Лиза, октябрь'18
«Я не могу сказать «люблю» «Я не могу сказать «люблю»

Что, если один из партнеров не может признаться в любви?

Psychologies, октябрь'18
Стражи леса: неконтактные племена Амазонки (часть I, Бразилия) Стражи леса: неконтактные племена Амазонки (часть I, Бразилия)

Дождевые леса Бразилии и Перу — последние на планете неконтактные племена

National Geographic, октябрь'18
Тимур Бекмамбетов Тимур Бекмамбетов

Правила жизни Тимура Бекмамбетова

Esquire, ноябрь'18
Осень, что же будет завтра? Осень, что же будет завтра?

Поприветствуй осенний сплин, или сезонную депрессию, — и научись с ней прощаться

Men’s Health, ноябрь'18
Форматировать диск Форматировать диск

Светский хроникер докладывает, как ездила на биохакинг к Финскому заливу

Tatler, ноябрь'18
В боевых условиях В боевых условиях

Обновление своего внедорожника УАЗ отметил экспедицией по Кольскому полуострову

АвтоМир, октябрь'18
Королева говорит Королева говорит

Клэр Фой на пике карьеры собирается в большой отпуск

Glamour, ноябрь'18
Мюнхенская ССР Мюнхенская ССР

Адольф Гитлер достиг вершин власти благодаря пропаганде

Вокруг света, ноябрь'18
«Жизнь — это противостояние хаосу» «Жизнь — это противостояние хаосу»

Чем нам в извечном поединке с хаосом может помочь физика

Огонёк, октябрь'18
Десять львят против одного телёнка: видео Десять львят против одного телёнка: видео

Туристы стали свидетелями того, как взрослые особи учат львят охотиться

National Geographic, октябрь'18
Новые кадры. Почему компании ищут сотрудников без опыта Новые кадры. Почему компании ищут сотрудников без опыта

Soft skills становятся для работодателей важнее, чем профессиональный опыт

Forbes, октябрь'18
Сила пчелы: как белорус поставил мед в крупнейшую сеть экомагазинов США Сила пчелы: как белорус поставил мед в крупнейшую сеть экомагазинов США

Основатель бренда Apiterra поставил свой продукт влиятельной сети Whole Foods

РБК, октябрь'18
Дмитрий Нагиев: «Свобода без любимой мне не нужна» Дмитрий Нагиев: «Свобода без любимой мне не нужна»

Интервью с Дмитрием Нагиевым

Psychologies, октябрь'18
Социальное государство прощается с вами Социальное государство прощается с вами

Россия может стать лучшим местом на Земле. Но не хочет

Эксперт, октябрь'18
Нихао, Шанхай Нихао, Шанхай

Путешествие в прошлое, настоящее и будущее одновременно

Robb Report, ноябрь'18
Назван лучший молодой повар России 2018 года Назван лучший молодой повар России 2018 года

Лучшим молодым поваром России экспертное жюри объявило Александра Райляна

Cosmopolitan, октябрь'18
Варфоломеевские дни Варфоломеевские дни

В Стамбуле открывается синод Константинопольского патриархата

РБК, октябрь'18
Оденьтесь на Хеллоуин как героиня классического фильма ужасов Оденьтесь на Хеллоуин как героиня классического фильма ужасов

На этот Хеллоуин мы подобрали крутые образы для костюмированной вечеринки

Vogue, октябрь'18
«Зависимость ПФР от бюджета не связана со старением» «Зависимость ПФР от бюджета не связана со старением»

Чем опасно повышение пенсионного возраста

Эксперт, октябрь'18
Наркотики, феминизм, иммиграция и Мадонна: 20 вопросов Софии Бутелле Наркотики, феминизм, иммиграция и Мадонна: 20 вопросов Софии Бутелле

София Бутелла дала американскому журналу откровенное интервью

Playboy, октябрь'18
Вы поете великолепно Вы поете великолепно

Главный редактор Glamour Иляна Эрднеева пригласила Валерия Меладзе в караоке

Glamour, ноябрь'18
Болезни, которых нет Болезни, которых нет

Что стоит за этими непонятными названиями и стоит ли тратить силы на лечение

Men’s Health, ноябрь'18
В Крым на машине В Крым на машине

В Крым на машине

АвтоМир, октябрь'18