Отечественные ученые предложили технологию переработки старых литиевых батарей

ЭкспертHi-Tech

Вскрытие покажет

Отечественные ученые предложили технологию переработки старых литиевых батарей, которая позволяет удешевить производство новых

Сергей Куликов

В общей куче даже обычные батарейки могут оказаться взрывчатым веществом. Александр Щербак/ТАСС

Сотрудники НИТУ МИСиС разработали технологию безопасной утилизации аккумуляторных батарей, содержащих литий. Они представили всю технологическую цепочку переработки — от вскрытия батарей до возможного повторного использования составляющих их материалов (стали, никеля, титана и лития). По их мнению, этот метод позволит снизить себестоимость новых источников питания на 30–40% за счет использования при их изготовлении вторичных материалов. Предлагаемая технология в первую очередь может быть использована в рамках программы развития электротранспорта в Москве, где сегодня эксплуатируется около 600 электробусов и зарегистрировано порядка 10% отечественных электромобилей.

Как плавить литий

Специалисты МИСиС разработали универсальный метод вскрытия батарей, ресурс которых выработан, при помощи криогенно-вакуумной установки, которая является их ноу-хау и защищена патентом.

«В настоящий момент существует свыше 50 типоразмеров электрохимических систем, которые используются в бытовой и специальной технике, — поясняет директор Центра инжиниринга промышленных технологий НИТУ МИСиС Вадим Тарасов. — Для каждой из них необходим свой метод вскрытия и извлечения полезных компонентов, который должен быть не только эффективным, но и безопасным».

По словам разработчиков, установка, на которой они предлагают перерабатывать литий-ионные аккумуляторные батареи, представляет собой специальную вакуумную печь. В ней после всех процессов можно получать такие материалы, как гидроксид диалюминат лития, алюминат лития и т. д., поясняет Вадим Тарасов. «Технологическая площадка для нашей вакуумно-термической установки, способной перерабатывать тысячу батарей в месяц, занимает примерно 50–60 квадратных метров, не более, — уточняет он. — У нас сейчас разработано порядка пяти–шести вариаций, которые могут отличаться в зависимости от того, какие требования предъявляет заказчик».

Процесс прост: если батарея крупноразмерная, то предполагается ее механическая разборка: снимается крышка, вынимается электродный пакет, который опускается в специальный раствор. В итоге источник тока разделяется на литий и диоксид марганца. А корпусные детали отмываются и отправляются дальше по технологической цепочке либо на переработку, либо для повторного использования. Главная задача — отработать до мелочей процесс пожаровзрывобезопасного вскрытия батареи — решается как раз за счет использования в технологической цепочке вакуумной установки.

Накопление накопителей

Как считает директор по отраслевым решениям компании КРОК в энергетике Алексей Борисов, провозглашенная декарбонизация экономики предполагает ускоренное распространение литий-ионных аккумуляторов, используемых в системах накопления энергии и на электротранспорте. Так что технология переработки отслуживших свое аккумуляторных систем на основе лития более чем актуальна.

Да и статистика использования электротранспорта свидетельствует о неуклонном росте интереса к нему потребителей. По данным международного агентства JATO Dynamics, за январь–ноябрь 2020 года было зарегистрировано на 72% больше электроавтомобилей, чем за аналогичный период 2019 года. Разумеется, переход на «зеленый» транспорт займет какое-то время, но его количество с каждым годом растет, и этот фактор уже нельзя сбрасывать со счетов. По оценке Bloomberg NEF, доля электромобилей в общем автопарке планеты сегодня составляет около 1%, а к 2040 году вырастет до 31%. Так что счет использованным аккумуляторным батареям пойдет на миллионы штук.

Отсюда и потребность в том, чтобы искать новые способы эффективной переработки литий-ионных аккумуляторов.

Часть отработанных источников тока из электромобилей, еще сохраняющих какую-то часть заряда, используется в промышленных резервных накопителях энергии, где не так важны массогабаритные параметры. Однако и они в будущем все равно подлежат утилизации.

«Нас как ученых сейчас беспокоит вопрос о том, что в ближайшее время автобусный парк Москвы будет разгружать источники тока, установленные на электробусы, — поясняет Вадим Тарасов. — По моим подсчетам, уже к лету начнется съем крупноразмерных источников тока — литий-ионных систем на основе оливина (фосфата железа). И куда их девать, пока не совсем решено…»

Алексей Зотов/ТАСС

По его словам, неизвестно, какой срок службы был заложен в источниках питания для этого вида транспорта. «Скорее всего, рассчитаны они на три, максимум пять лет, — полагает Тарасов. — Но, судя по тому, что после холодов электробусы стали вставать на подзарядку все чаще, срок эксплуатации подходит к концу. Все зависит от окружающей температуры: чем она ниже, тем быстрее батарея требует замены».

При этом сами аккумуляторы для электромобилей имеют довольно внушительные весовые характеристики. Более того, их показатели тоже могут меняться, особенно в российских условиях. Например, такая популярная марка электромобиля, как Nissan Leaf, имеет батарею со средней продолжительностью жизни шесть–восемь лет. «Однако в условиях российского климата это срок сокращается до четырех–шести лет, при этом масса батареи составляет около 270 килограммов, — напоминает Алексей Борисов. — С электробусами, курсирующими по дорогам Москвы, ситуация еще сложнее — там масса батареи около двух тонн, так что для утилизации таких объемов требуются специальные предприятия, которых у нас пока нет».

На нет и сырья нет

Ответ директора Национальной ассоциации производителей источников тока «Русбат» Сергея Орлова на вопрос о том, как обстоят дела с внедрением в России технологий переработки литий-ионных аккумуляторов, краток: «Никак!». По его словам, в России не так много этих аккумуляторов, чтобы их сбор и переработка были рентабельными. И это учитывая и те источники, которые используются в мобильных телефонах, ноутбуках, планшетах и прочем. Плюс маленькие литиевые батарейки для различных бытовых электронных устройств.

«Можно, конечно, внедрять различные установки по утилизации таких аккумуляторов, но они вряд ли будут загружены, — констатирует Сергей Орлов. — К тому же предлагаемые сегодня технологии переработки не имеют под собой экономического обоснования».

Эксперт считает, что на выходе получается продукт, цена которого раз в десять выше начальной, что ставит крест на его повторном использовании: кому нужно вторичное сырье для производства источника питания, если его цена выше, чем у используемого впервые? И даже в случае со столичными электробусами ситуация, по его словам, не столь однозначна: «Эксплуатационный срок службы их источников питания — около пятнадцати лет, — отмечает Орлов. — Это максимум, но в любом случае лет пять-шесть они прослужат».

Так что время для того, чтобы решить вопрос об их дальнейшей судьбе, еще есть, считает Сергей Орлов.

Сбор литиевой «мелочи» в России не организован. Эти элементы питания если не выбрасываются в мусор, то сдаются вместе с обычными батарейками. Но это, как говорят специалисты, опасно.

«Нельзя забывать, что литий-ионные элементы даже по окончании срока годности сохраняют заряд на уровне 15–20 процентов, и, когда их выбрасывают, они могут взрываться», — предупреждает Вадим Тарасов. При этом в общей куче «пальчиковые» и «мизинчиковые» обычные батарейки могут служить взрывной массой, а какая-нибудь литий-ионная батарейка — детонатором.

Руководитель отдела исследований компании «Атол» Дмитрий Архангельский также отмечает, что ситуация с утилизацией таких аккумуляторов. «Если свинцово-кислотные батареи утилизируются практически на 90 процентов за счет денежной компенсации, то с литиевыми аккумуляторами все сложнее, — говорит он. — Крупные торговые сети в России осуществляют сбор бытовых аккумуляторов, но этих усилий недостаточно».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
10 невероятных историй из спорта, которые изменили мир 10 невероятных историй из спорта, которые изменили мир

Главное в спорте — подтверждение того, что границы возможностей человека условны

РБК
Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства Арендное жилье: пока для состоятельных и под контролем государства

Последнее десятилетие для рынка арендного жилья похоже на день сурка

Эксперт
Когда близнецы не похожи друг на друга Когда близнецы не похожи друг на друга

Почему одни близнецы похожи друг на друга, а другие нет?

Наука и жизнь
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
10 причин, по которым «критические дни» все не приходят 10 причин, по которым «критические дни» все не приходят

Почему месячные не приходят?

Cosmopolitan
Мир на бобах Мир на бобах

Как американские власти и защитники климата разгоняют цены на продовольствие

Эксперт
Странные железяки и стеклянные шарики: чем на самом деле были непонятные штуки, которые в детстве валялись в каждом дворе Странные железяки и стеклянные шарики: чем на самом деле были непонятные штуки, которые в детстве валялись в каждом дворе

У полезных для детских игр находок было совсем не детское применение

Maxim
«Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой» «Наш тариф выше, а наш океан гораздо более голубой»

Тимур Турлов — об истинной рентабельности брокерского бизнеса

Эксперт
Готовим за 30 минут: 5 рецептов быстрого и изысканного завтрака Готовим за 30 минут: 5 рецептов быстрого и изысканного завтрака

Пять рецептов необычных блюд, которые отлично подходят для завтрака

Cosmopolitan
Как половчанки породнили Русь и степь Как половчанки породнили Русь и степь

Рассказы о непримиримой вражде русских князей и кочевников сильно преувеличены

Дилетант
Telegram Павла Дурова выпускает бонды: что с этим не так Telegram Павла Дурова выпускает бонды: что с этим не так

Стоит ли инвестировать в бонды Telegram и о чем не говорит Павел Дуров

Forbes
Вирусы против людей: хроника вечной войны Вирусы против людей: хроника вечной войны

Афинская чума, черная смерть, испанка, СПИД и другие эпидемии человечества

Дилетант
Большая голубая гасконская гончая Большая голубая гасконская гончая

Эта гончая — аристократ, обладатель белой кости и голубой крови

Weekend
Подписание акта о капитуляции Японии Подписание акта о капитуляции Японии

Токийский залив, борт линкора «Миссури», 2 сентября 1945 года

Дилетант
В США снесли одно из первых казино Трампа: каким было обанкротившееся предприятие экс-президента. Фоторепортаж В США снесли одно из первых казино Трампа: каким было обанкротившееся предприятие экс-президента. Фоторепортаж

История одного из первых казино Дональда Трампа — в фоторепортаже

Forbes
Что делать днем, чтобы уснуть ночью, и как быть, если уснуть не получается. Советы от эксперта по тревоге Что делать днем, чтобы уснуть ночью, и как быть, если уснуть не получается. Советы от эксперта по тревоге

Проблемы, которые лишают нас сна и инструменты для борьбы с ними

Inc.
Ботан стал мачо: как изменились звезды сериала Ботан стал мачо: как изменились звезды сериала

Как сейчас выглядят звезды «Простых истин» и чем они занимаются

Cosmopolitan
Затмили Турман и Зету-Джонс! Секс-символы Голливуда с дочками на красной дорожке Затмили Турман и Зету-Джонс! Секс-символы Голливуда с дочками на красной дорожке

Самые яркие парные выходы главных красавиц Голливуда с детьми

Cosmopolitan
Как развивалось избирательное право Как развивалось избирательное право

Отрывок из новой книги Александра Замятина «За демократию»

СНОБ
Производство плитки Производство плитки

Производство едва ли не самого изысканного (и дорогого) шоколада в мире

Robb Report
Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе Мы расстались, когда нам было по 14. Через двадцать лет мы снова вместе

Наши герои, полюбив и расставшись подростками, встретились через двадцать лет

Psychologies
Ретабло – древнейшее из искусств Ретабло – древнейшее из искусств

Ретабло – картины, которые жертвуют церквям в благодарность о помощи святых

Вокруг света
Муравьиная кислота помогла вырастить сверхчувствительный монокристалл перовскита Муравьиная кислота помогла вырастить сверхчувствительный монокристалл перовскита

Химики вырастили монокристалл для очень чувствительного фотоэлемента

N+1
Почему собаки едят сухой корм, и могут ли они перейти на «человеческую» пищу Почему собаки едят сухой корм, и могут ли они перейти на «человеческую» пищу

Веками собаки «подъедали» за человеком, почему теперь мы кормим их сухим кормом?

Популярная механика
Как удержаться на индийских рельсах Как удержаться на индийских рельсах

Как российские машиностроители внедряются на рынок Индии

Эксперт
Статистика, сокращатель ссылок, джинглы для комнат и другие сервисы, созданные вокруг Clubhouse Статистика, сокращатель ссылок, джинглы для комнат и другие сервисы, созданные вокруг Clubhouse

Подборка сервисов, возникших благодаря взлету Clubhouse

VC.RU
Вас не слышно! Вас не слышно!

Заложенность в ухе может быть вызвана отитом или банальной серной пробкой

Лиза
Nikon разработала двухслойную фотоматрицу со встроенным HDR Nikon разработала двухслойную фотоматрицу со встроенным HDR

Группы пикселей в ней снимают с разной экспозицией

N+1
Так почему же ночью небо тёмное? Так почему же ночью небо тёмное?

Чтобы понять, почему небо темнеет ночью, нужно понять устройство Вселенной

Наука и жизнь
Открыть в приложении