Полярная трасса разогрелась в кабинетах

Схватка ведомств за первенство в проекте развития Арктики завершена

ЭкспертБизнес

Полярная трасса разогрелась в кабинетах

Схватка ведомств и госструктур за первенство в проекте развития Арктики и Северного морского пути вчерне завершена. Стратегические документы, формирующие образ макрорегиона, почти готовы. Тем временем частные компании начинают все активнее насыщать это развитие реальным содержанием

Анна Горохова

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) в прошлом году увеличились в полтора раза — до 31,5 млн тонн. Более 60% объемов перевозок обеспечили отгрузки сжиженного природного газа и газового конденсата с завода «Ямал СПГ» компании «НоваТЭК» и ее зарубежных партнеров. Сегодня «НоваТЭК» организует строительство четвертой линии «Ямал СПГ» и запускает еще более масштабный проект «Арктик СПГ — 2» на Гыданском полуострове. Но планы России в отношении СМП в проектах законов и стратегий не сводятся к перевозкам сжиженных углеводородов, они гораздо масштабнее. Что нужно для реального развития артерии российской Арктики и помогут ли процессу правительственные документы и решения чиновников?

Копилка грузов

В послании Федеральному собранию в 2018 году президент России Владимир Путин обозначил цель превратить Северный морской путь в «глобальную, конкурентную транзитную артерию». В майском указе того же года была поставлена задача к 2024 году увеличить грузопоток СМП до 80 млн тонн.

На сегодняшний день высокой вероятностью обладают только прогнозы по проектам, которые уже действуют или находятся на стадии реализации, — это 52 млн тонн грузов. Оставшиеся 28 млн тонн — сумма «обещаний» добывающих компаний, начавших геологоразведку. Транзитный поток международных грузов по северной артерии составляет сегодня скромные 697 тыс. тонн — это чуть больше 2% суммарного грузопотока СМП. На обозримую перспективу какой-то взрывной рост в этой части прогнозировать сложно, специалисты рассматривают его скорее как вероятный бонус по мере развития инфраструктуры СМП.

Объем перевозок через Суэцкий канал ежегодно растет и уже преодолел планку один миллиард тонн грузов в год — это в тридцать с лишним раз больше, чем у СМП сегодня. Иностранные перевозчики пока видят в Севморпути больше минусов, чем плюсов. Да, в ряде случаев маршрут через Север может сэкономить до двух недель пути. Но в логистике контейнерных перевозок важнее не скорость, а соблюдение сроков. Погодные условия Арктики слишком непредсказуемы, чтобы гарантировать дату прибытия груза из пункта А в пункт Б, поэтому перевозчик должен быть готов получить штраф за просрочку. К тому же заказчик в ожидании поставки желает знать, где в конкретный момент находится судно. Сегодня оснащение СМП не позволяет сообщать эту информацию регулярно.

При проходе через Суэцкий канал перевозчики тратят большие средства на страховку и охрану судов от пиратских нападений. В Северном Ледовитом океане пиратов не встретишь, однако нынешнее состояние портов СМП и различных систем обеспечения тоже становится причиной высоких страховых ставок. Свои нули к итоговой цене добавляет потребность во фрахте ледокола или судна ледового класса — обычный контейнеровоз на СМП не пропустят по соображениям безопасности.

В советский период развитие Арктической морской транспортной системы осуществлялось исключительно для внутреннего пользования. В 1967 году правительство СССР решило открыть трассу для международного судоходства, чтобы заработать на проводке иностранных судов и покрыть таким образом часть расходов на содержание СМП. Однако ни один заморский перевозчик услугами не воспользовался — Севморпуть в те годы был еще менее привлекателен, чем сейчас.

На данный момент в российской Арктике действуют и запланированы к реализации 24 проекта добычи ископаемых, требующих морской транспортировки. Главные игроки — «НоваТЭК», «Газпром», «Норникель», УК «Востокуголь» (входит в группу компаний «Сибантрацит»), корпорация AEON. Свои планы на Арктику имеют Нефтегазхолдинг и «Роснефть», «ЛУКойл», ГДК «Баимская», KAZ Minerals PLC и др.

К 2024 году внести свой вклад в исполнение указа президента успеют не все. На днях Счетная палата РФ опубликовала промежуточные итоги мониторинга нацпроектов, где проанализировала и реалистичность достижения объема перевозок по СМП 80 млн тонн. «Показатели функционирования объектов инфраструктуры могут быть не выполнены в срок», — отмечается в документе. Так, компания «Востокуголь», планирующая добычу угля в Таймырском бассейне, не располагает судами арктического класса для вывоза грузов. Под сомнение Счетной палаты попали и прогнозные показатели Нефтегазхолдинга по перевозке нефти с полуострова Таймыр в объеме 5 млн тонн к 2024 году. Сегодня на месторождениях только начаты геологоразведочные работы, и есть риск, что заявленные цифры не подтвердятся.

В то время как выход на 80 млн тонн в указанный срок остается предметом споров экспертов, государственные стратегии развития арктической транспортной системы считают эту цифру лишь стартовой, «для разгона». В конце 2019 года правительство утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, который состоит из трех этапов. К концу третьего документ ставит задачу наладить на заполярной морской трассе круглогодичный трафик каботажных и транзитных перевозок по всей ее акватории. Запланировано усиление ледокольного флота, модернизация инфраструктуры для гарантии сроков прохождения непростой трассы.

По планам правительства, при создании необходимых условий все же станет возможна решительная активизация транзитной функции СМП — поставок товаров между рынками Европы и Юго-Восточной Азии, сопряжение сухопутных и морских транспортных путей. Любопытно, что реализация этих планов выходит далеко за пределы современных юридических границ Северного морского пути.

Умножение сущностей

История развития СМП началась в 1930-е годы с формирования центральной гражданской структуры — Главного управления Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР, которое занялось вопросами народнохозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства. Постановление Совнаркома 1936 года определило Севморпуть как акваторию от Баренцева моря до Берингова пролива. Маршрут связывал восточные и западные районы страны, объединяя протяженную морскую трассу правилами безопасности, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения.

С развалом Советского Союза созданную на море и суше заполярную инфраструктуру постигло двадцатилетнее забвение. Объемы грузоперевозок по СМП снизились до полутора-двух миллионов тонн в год. К мысли воссоздать системное управление маршрутом правительство России вернулось только в 2012 году, когда федеральным законом была определена «акватория Севморпути» — участок «старого» СМП от Карских ворот на Западе до мыса Дежнева в Беринговом проливе (см. карту). Источники рассказывают, что западная точка отрезка была выбрана исходя из условий ледовой обстановки: Баренцево море, в отличие от других морей Арктики, не замерзает полностью даже в зимний период, поэтому Северный морской путь в новых российских документах теперь стартует с более холодного Карского моря. К тому же в новых границах акватории СМП стало проще исполнять ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой прибрежные государства имеют право на регулирование судоходства в покрытых льдами районах в пределах двухсотмильной исключительной экономической зоны.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хорошо закончили, хорошо начинаем Хорошо закончили, хорошо начинаем

На отечественном рынке акций и облигаций видится особенно много перспектив

Эксперт
Проблемный бизнес: как и для кого работает российский рынок психотерапии Проблемный бизнес: как и для кого работает российский рынок психотерапии

Разбираемся, всем ли игрокам рынка стоит доверять

РБК
Четыре года спортивного одиночества Четыре года спортивного одиночества

Допинг-скандал нанес колоссальный удар по российской репутации

Эксперт
Лимит в €200: чем обернется снижение пошлины на интернет-покупки Лимит в €200: чем обернется снижение пошлины на интернет-покупки

Рассказываем, как теперь совершать покупки и что будет дальше

РБК
«Все мои герои – из сказок нашего детства» «Все мои герои – из сказок нашего детства»

Откровенный разговор с гением, создавшим Marvel Comics и большинство супергероев

Playboy
Закопанные миллиарды: как дороги превращаются в пожирателей бюджетов Закопанные миллиарды: как дороги превращаются в пожирателей бюджетов

Когда не нужно строить новые дороги?

Forbes
Как правильно сушить волосы: советы топ-стилистов Как правильно сушить волосы: советы топ-стилистов

При использовании фена многие женщины совершают типичные ошибки

Cosmopolitan
Как правильно пить джин: самые интересные способы и идеальная закуска Как правильно пить джин: самые интересные способы и идеальная закуска

Как пить джин, чтобы получить максимальное удовольствие от этого напитка?

Playboy
Что вам нужно знать о ювелире Алане Крокетти Что вам нужно знать о ювелире Алане Крокетти

Мне хочется верить, что мои украшения – больше, чем дань сиюминутной моде

GQ
Покров Богоматери Покров Богоматери

Звонят из музея. Говорят, пришёл странный мужик.Принёс две иконы XVIII века

Дилетант
Сюррогатный гений Сюррогатный гений

Сальвадор Дали был куда более нормален, чем это принято считать

Maxim
Секретный чат Секретный чат

Должно ли детское тайное становиться явным?

Огонёк
C широко открытыми глазами: почему мы больше не верим фильмам о любви C широко открытыми глазами: почему мы больше не верим фильмам о любви

Кинокритик разбирается с тем, почему мы перестали верить в любовь на экране

Forbes
Туризм после «Томаса Кука» Туризм после «Томаса Кука»

Куда ехать, чего ждать?

Огонёк
Красная стрела: как Борис Ротенберг готовит нового пилота «Формулы-1» из России Красная стрела: как Борис Ротенберг готовит нового пилота «Формулы-1» из России

Роберт Шварцман получил контракт с «Феррари» и сезон-2020 проведет в «Формуле-2»

Forbes
Шеллак: что это такое и как наносить шеллак Шеллак: что это такое и как наносить шеллак

Рассказываем о том, что такое шеллак и какой маникюр с ним можно сделать

Cosmopolitan
Друзья человека: владельцы собак меньше страдают от одиночества Друзья человека: владельцы собак меньше страдают от одиночества

То, что «собачникам» давно известно, снова становится темой научных исследований

Psychologies
Как заработать десятки миллионов долларов на открытках со знаменитостями: история сервиса Cameo Как заработать десятки миллионов долларов на открытках со знаменитостями: история сервиса Cameo

Хочется, чтобы твоего близкого человека поздравил любимый исполнитель?

Forbes
Почему миллионы людей помешались на «Безымянной игре про гуся» Почему миллионы людей помешались на «Безымянной игре про гуся»

Разработанная четырьмя молодыми людьми игра вдруг прогремела на весь мир

GQ
Марафонский финиш Марафонский финиш

Чем закончился 3-летний марафон с поиском дома для семьи ресторатора и продюсера

AD
Фильм «Маяк» с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо: рецензия Фильм «Маяк» с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо: рецензия

Образцовый фильм ужасов — «Маяк» американца Роберта Эггерса

Esquire
Какие мультфильмы полезны детям? Мнение психолога Какие мультфильмы полезны детям? Мнение психолога

Сегодня многие родители не показывают детям мультфильмы, считая, что это вредно

Psychologies
«Все в итоге уходят под защиту государства». Как женщины управляют московскими театрами «Все в итоге уходят под защиту государства». Как женщины управляют московскими театрами

Директора московских театров о том, как руководить творческим коллективом

Forbes
От яхты до велосипеда: как 8 женщин-путешественниц покоряли планету От яхты до велосипеда: как 8 женщин-путешественниц покоряли планету

Как и почему женщины покоряют горы, выходят в море и бегом огибают земной шар

РБК
Персональная программа тренировок: как её составить и лучшие упражнения Персональная программа тренировок: как её составить и лучшие упражнения

Как правильно составить план индивидуальных занятий с инструктором

Cosmopolitan
Почему нарциссы постоянно меняют правила Почему нарциссы постоянно меняют правила

Нарцисс использует все средства, чтобы контролировать окружающих

Psychologies
Империя Чаек: как построили свой бизнес сыновья генпрокурора Империя Чаек: как построили свой бизнес сыновья генпрокурора

За годы сыновья Юрия Чайки построили настоящую бизнес-империю

Forbes
Как экс-дизайнер BMW и Tesla решил конкурировать с Илоном Маском, сдавая электромобили в аренду за $379 Как экс-дизайнер BMW и Tesla решил конкурировать с Илоном Маском, сдавая электромобили в аренду за $379

Хенрик Фискер выходит на рынок электромобилей с инновационной идеей

Forbes
Корректируем питание и тренировки: типы телосложения человека Корректируем питание и тренировки: типы телосложения человека

Чтобы похудение было эффективным, нужно определить особенности телосложения

Cosmopolitan
Тебя уволили? 5 советов, как действовать в этой ситуации (без паники) Тебя уволили? 5 советов, как действовать в этой ситуации (без паники)

Пять шагов, которые нужно предпринять в случае увольнения

Playboy
Открыть в приложении