К чему привело увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей

ЭкспертАвто

Автонекомплект

Чрезмерное увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей привело к фактическому исчезновению российской отрасли автокомпонентов. Теперь даже отечественные автомобили не могут быть собраны без импортных деталей

Ольга Мещерягина

Одно рабочее место в автопроме создает пять-семь рабочих мест в смежных отраслях. Только все чаще это происходит за рубежом, и все реже — в России

Группа ГАЗ приступила к строительству литейного завода, где будут производиться блоки и головки блоков цилиндров для комплектации отечественных двигателей и моторов ряда зарубежных производителей. Общая стоимость проекта — 2,9 млрд рублей. Пятьсот миллионов из них в качестве кредита на пять лет готов предоставить Фонд развития промышленности. На первые три года ставка составляет один процент годовых, на оставшиеся два года — пять процентов.

Всего же в группе ГАЗ, по словам ее президента Вадима Сорокина, подготовлено десять пилотных проектов по локализации автокомпонентов, общая стоимость которых оценивается в 36 млрд рублей.

Российский автопром настолько сильно подсел на импортные комплектующие, что, как говорит Вадим Сорокин, «отказ от работы с Россией двух-трех глобальных поставщиков может одновременно привести к остановке всей автомобильной промышленности России».

В ходе ряда дискуссий о развитии автопрома, состоявшихся в последнее время, глава группы ГАЗ не раз поднимал тему принятия программы импортозамещения автокомпонентов, реализация которой требует вложений в размере около 240 млрд рублей в течение пяти лет. По мнению Вадима Сорокина, государство должно определить технологии, которые обеспечат наибольший эффект для отрасли, и приоритеты ее развития, а затем на паритетной основе с производителями профинансировать необходимые НИОКР и запуск производств.

«На кону технологическая безопасность страны», — считает Сорокин.

И как же мы дошли до жизни такой?

Хотели как лучше

Когда правительство в середине 2000-х годов запускало режим промышленной сборки, цели были благие: привлечь в страну иностранных производителей, за счет этого поднять общий уровень российского автопрома и пересадить всех на более надежные, комфортабельные и экологичные автомобили. Сам режим был для зарубежных концернов вполне щадящий: от них требовалась крупноузловая (как обычно говорят, «отверточная») сборка как минимум 25 тыс. автомобилей в год и локализация производства на уровне 30%. Взамен — льготы на ввоз автокомпонентов (нулевая или сниженная до пяти процентов таможенная пошлина) и ряд других программ поддержки от государства. Затем требования ужесточились: чтобы и дальше иметь льготный режим импорта комплектующих, автопроизводителей обязали собирать здесь от 300 тыс. автомобилей в год с общей локализацией порядка 60%.

На третьем этапе правительство предложило автоконцернам заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Подход был индивидуальный: каждый производитель брал на себя собственные инвестиционные обязательства в рамках этих контрактов, в которых прописывалось, что конкретно он должен сделать для повышения уровня локализации.

Но вот проблема: разворачивая здесь производство, иностранные концерны привели сюда и своих проверенных поставщиков автокомпонентов. Уже в 2010 году объем производства «российских иномарок» превысил объем производства отечественных автомобилей.

«Результатом режима промышленной сборки стал приход на рынок глобальных платформ с низким уровнем локализации в России и вытеснением локальных платформ и, как следствие, сжатие спроса на российские автокомпоненты, разрушение производственных цепочек и уход части поставщиков. Фактически за этот период мы потеряли автокомпонентную отрасль», — считает Вадим Сорокин.

Дополнительное давление на отрасль оказал переход на более высокие стандарты безопасности и экологичности автомобилей, в то время как производство российских компонентов, подкрепляющих изменения, организовано не было.

«Соглашения о промышленной сборке были одним из стимулов для прихода в Россию иностранных производителей. Они понимали, что должны что-то локализовать, в обмен на это они могут ввозить импортные субкомпоненты (детали, необходимые для сборки более крупных узлов и компонентов. — “Эксперт”) без пошлин, — поясняет генеральный директор Ассоциации предприятий машиностроения “Кластер автомобильной промышленности” Андрей Крайнов. — Но, как показала практика, никто глубже этих требований не пошел, все ограничились именно выполнением минимально необходимого уровня локализации. Зачастую это сборка плюс несколько локальных компонентов».

Сами не заведем

Последний СПИК в конце сентября этого года был заключен с российской «дочкой» китайского концерна Great Wall, которая на построенном в Тульской области заводе собирает автомобили премиальной марки Haval. Китайские товарищи обязались вложить 42,4 млрд рублей в расширение производства в России. В частности, к концу 2022 года они обещают построить завод по производству двигателей.

Собственно, все крупные игроки, кроме Toyota, вкладываются в производство двигателей на территории России.

Другое дело, что уровень локализации и степень реализации этих производств у всех разный. Так, Hyundai, как и Great Wall, еще только строит завод, а Renault– Nissan, Volkswagen и Mazda двигатели уже выпускают.

Компания «Соллерс» на своих заводах в Приморском крае собирает и двигатели, и автомобили Mazda. И эти производства разделены не только как юридические лица, но и технологически.

В СП «Мазда Соллерс» производство двигателей 2.0 SkyActiv-G сейчас состоит из сборки, заправки техническими жидкостями и контроля качества — холодных и горячих тестов.

Комплектующие для агрегатов поставляют из Японии, а собранные двигатели отправляют обратно. В свою очередь на завод «Мазда Соллерс» поставляются машинокомплекты для сборки автомобилей, в составе которых двигатели японского производства.

Как пояснила «Эксперту» заместитель генерального директора «Соллерс» Зоя Каика, такая схема объясняется тем, что производство двигателей организовывалось не в рамках локализации, а независимо от проекта по сборке автомобилей — в Японии был дефицит мощностей и требовалась производственная площадка. И осуществлять такой «круговорот» двигателей выгоднее и удобнее, чем перестраивать сразу несколько процессов, причем даже не в одной стране. Тем более что текущие объемы выпуска в России пока делают такую перестройку экономически непривлекательной. Устанавливать локально произведенные двигатели на автомобили Mazda российской сборки станет возможно при значительном росте их производства, которое должно превысить 50 тыс. единиц в год.

Впрочем, взятие этого рубежа уже близко: по итогам 2019 года «Мазда Соллерс» выпустила почти 33 тыс. автомобилей, а на заводе по сборке двигателей с января по август этого года было собрано более десяти тысяч силовых агрегатов.

Volkswagen, производящий на своем калужском заводе четырехцилиндровые атмосферные моторы 1.6 MPI серии EA211 мощностью 90 и 110 л. с., вообще хотел бы сделать в России своеобразный экспортный хаб, нарастив выпуск агрегатов (сейчас мощность завода — 150 тыс. штук в год). Это позволило бы не только обеспечивать российский завод и поставлять моторы в Европу и Мексику, как сейчас, но и экспортировать их по всему миру. СМИ в прошлом году со ссылкой на главу Volkswagen в РФ Маркуса Озеговича сообщали, что немецкий автогигант предлагал Минпромторгу заменить в условиях СПИКа запуск производства трансмиссии на увеличение объемов выпуска двигателей и наращивание экспорта. В публичном поле реакции со стороны министерства на эту инициативу не было, а в Volkswagen Group воздержались от комментариев о судьбе этого предложения.

Вместе с тем стоит отметить, что от двигателей, которые выпускает калужский завод Volkswagen, в Европе уже практически отказались. Их ставят на автомобили, собранные в России и еще ряде стран. ЕС упорно движется в направлении «обнуления выбросов». И Азия тоже — кстати, и в Китае, и в Японии, и в Южной Корее множество наработок и программ в этой области. Но в Россию с ними никто не спешит.

«Автопроизводители открывают заводы по производству, а фактически по сборке двигателей на территории России, но очевидно, что все ключевые технологии при этом остаются за пределами страны», — считает эксперт Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крестовый психоз бедноты Крестовый психоз бедноты

Крестовый поход бедноты запомнился грабежами и массовыми убийствами

Дилетант
О чем расскажет имя на вашей визитке? О чем расскажет имя на вашей визитке?

По имени встречают, а по уму провожают

Psychologies
Оттепель: поколение гениев Оттепель: поколение гениев

Хрущёвская либерализация подарила миру целую коллекцию шедевров

Дилетант
На морском дне у берегов Австралии нашли узоры. Вероятно, их делает рыба из семейства иглобрюхих На морском дне у берегов Австралии нашли узоры. Вероятно, их делает рыба из семейства иглобрюхих

Раньше такие конструкции на песке находили только возле берегов Японии

National Geographic
Отец успокаивает своего сына, Дэвида Кирби, на смертном одре в Огайо Отец успокаивает своего сына, Дэвида Кирби, на смертном одре в Огайо

Эту фотографию сделал не профессиональный фотограф, а обычная студентка

Дилетант
Бьюти-лайфхаки Бьюти-лайфхаки

Что нужно знать, чтобы всегда оставаться красивой

Худеем правильно
«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Мама, анархия! Как пережить кризис трех лет Мама, анархия! Как пережить кризис трех лет

Родителей трехлеток всегда видно в толпе

Домашний Очаг
Дворники на экспорт Дворники на экспорт

Стала ли Украина ближе к Европе

Огонёк
Pecsi вместо Pepsi и «ананас» вместо Diablo: как бренды меняют названия, чтобы обойти ограничения за границей Pecsi вместо Pepsi и «ананас» вместо Diablo: как бренды меняют названия, чтобы обойти ограничения за границей

Компании, которые изменяют свою торговую марку для местных жителей

VC.RU
Художники-отравители Художники-отравители

Не судите об иглобрюхах по внешности

Вокруг света
120 лет тюрьмы за секс-культ: в США осудили идеолога NXIVM. Что это за организация и как она эксплуатировала женщин 120 лет тюрьмы за секс-культ: в США осудили идеолога NXIVM. Что это за организация и как она эксплуатировала женщин

Последовательниц культа клеймили и заставляли голодать

TJ
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Первая часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
10 необычных Audi 10 необычных Audi

Посмотрим на самые необычные Audi в истории

Популярная механика
С советской спецификой С советской спецификой

В СССР суды над военными преступниками стали проводить уже в 1943 году

Дилетант
Что означают цветные лужицы под твоей машиной: гид по шести видам пятен Что означают цветные лужицы под твоей машиной: гид по шести видам пятен

Вглядываемся в машинные пятна вместе

Maxim
Самые странные примеры современной цензуры в кино, мультиках и даже эмодзи Самые странные примеры современной цензуры в кино, мультиках и даже эмодзи

Как цензура меняла фильмы, эмодзи и даже код

Maxim
Физики обнаружили в нитрате кобальта вывернутые закрученные магнитные зонтики Физики обнаружили в нитрате кобальта вывернутые закрученные магнитные зонтики

Экзотическое строение магнитной подсистемы в безводном нитрате кобальта

N+1
Как пульсар из системы Как пульсар из системы

Быстро вращающаяся звезда высосала почти всю материю из своей соседки

Популярная механика
Правильный фокус: 10 советов, которые помогут повысить личную эффективность Правильный фокус: 10 советов, которые помогут повысить личную эффективность

Как улучшить память, концентрацию и продуктивность мозга

Forbes
От портупеи для шпаги до модного аксессуара: краткая история подтяжек в мужской моде От портупеи для шпаги до модного аксессуара: краткая история подтяжек в мужской моде

Подтяжки — исторически проверенный аксессуар

Esquire
Зайки и лужайки: 6 очень плохих причин рожать ребенка Зайки и лужайки: 6 очень плохих причин рожать ребенка

На самом деле, есть только одна причина, чтобы стать матерью

Cosmopolitan
Лечение по ОМС Лечение по ОМС

Какие права имеют пациенты, которые получают медицинскую помощь по полису ОМС

Лиза
Никаких поцелуев! 9 строгих запретов для королевы Елизаветы II Никаких поцелуев! 9 строгих запретов для королевы Елизаветы II

Что нельзя делать королеве Великобритании?

Cosmopolitan
Как я жил по идеальному календарю, а потом сделал его человеческим Как я жил по идеальному календарю, а потом сделал его человеческим

Медиаконсультант Александр Амзин — о своем способе организовать рабочее время

Reminder
9 странных причин, благодаря которым актеры получили свои роли 9 странных причин, благодаря которым актеры получили свои роли

Удар режиссера в пах, пятидневный запой и умение сильно вспотеть…

Maxim
Палеонтологи реконструировали диету 17 родов птерозавров по трещинам на зубах Палеонтологи реконструировали диету 17 родов птерозавров по трещинам на зубах

Птерозавры в ходе эволюции приспособились к питанию рыбой

N+1
Метод Монте-Карло подсказал пути оптимизации производства экологичного водорода Метод Монте-Карло подсказал пути оптимизации производства экологичного водорода

Вероятно, что уже к 2030 году солнечный водород будет доступнее

N+1
Раскрыт секрет сверхпрочного панциря дьяволского жука-броненосца Раскрыт секрет сверхпрочного панциря дьяволского жука-броненосца

Этот экзоскелет невозможно повредить, даже если переехать его машиной

National Geographic
Эдипов комплекс: виноват ли он в наших сексуальных проблемах? Эдипов комплекс: виноват ли он в наших сексуальных проблемах?

Кому может навредить установка о подавлении запретных эротических импульсов

Psychologies
Открыть в приложении