Брутальные блогеры: как заработать на обучении физическому труду
Рекламодатели присматриваются к блогерам старше 40 лет, которые рассказывают подписчикам о том, как построить дом или выковать решетку. Таких читает и смотрит зрелая и более платежеспособная аудитория
Пользователи YouTube и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) привыкли к мысли, что популярный блогер — это молодой человек, который развлекает аудиторию стендапами, селфи и роликами о своих путешествиях, а если и обучает чему-то, то непременно какому-нибудь изящному занятию, например, как правильно красить ресницы или печь торты. Но в последнее время в блогеры подались и люди, занимающиеся самым что ни на есть грубым трудом, — те, кто строит дома или кует железо. Некоторым из них удалось раскрутить с помощью блога свой бизнес, превратив часть подписчиков в клиентов.
Одно из главных достоинств таких блогеров — в том, что они дают пользователям практическую информацию, которую те могут применить в повседневной жизни. Это делает таких людей интересными для более зрелой и привлекательной для рекламодателей аудитории. К «брутальным» и возрастным блогерам все пристальнее присматриваются рекламные агентства и даже такие компании, как Сбербанк.
Жить по блогострою
41-летний Александр Касумов, основатель и владелец компании «СВ-Фундамент», с 2010 года занимался вполне заурядным строительным бизнесом — закладкой фундаментов. В надежде увеличить число заказов предприниматель пытался рекламировать компанию в интернете. «Сделал сайт, начал платить «Яндекс.Директ» и Google AdWords, — рассказывает Касумов. — Но конкуренция постоянно росла — денег уходило все больше, а отдача оставалась низкой». В начале 2015 года он тратил на интернет-рекламу по 200–300 тыс. руб. в месяц.
Мечтая со временем перейти от фундаментов к постройке целых домов, Касумов в свободное время смотрел на YouTube ролики, где рассказывалось о разных строительных хитростях. «Так пришла идея: а не сделать ли и мне свой канал?» — говорит предприниматель. Вести YouTube-канал «Строй и живи» Касумов начал в апреле 2016 года. «Нанял оператора с самой дешевой, за 16 тыс. руб., видеокамерой. Когда мы начали записывать ролики, партнеры крутили пальцем у виска: ерундой какой-то занимаешься!» — вспоминает Касумов.
Первые полгода канал действительно не приносил никакого результата: пользователи иногда смотрели ролики, но даже не подписывались. «Но я уже погрузился в процесс, и мне стало нравиться — мы ездили по моим строительным объектам и снимали все подряд». Первые три месяца Касумов строил дом для одного своего друга, затем — для другого. Методы видеоблогинга он оттачивал прямо на строительной площадке.
Теперь к прежним расходам добавилась еще и зарплата оператору, которому Касумов платил 45 тыс. руб. в месяц, а подписчиков все не было. Предприниматель утешался тем, что благодаря каналу ему удалось осуществить старую мечту — начать строить дома. «И только через полгода появился первый скрипучий заказчик, — вспоминает Касумов. — Дом мы ему возвели практически по себестоимости, зато с видео строительства этого дома пошли первые нормальные заказы. А ведь дело было зимой, когда найти клиента обычно очень сложно». В следующие три месяца канал принес Касумову пять новых заказчиков.
За первый год существования канал «Строй и живи» привлек лишь 1 тыс. подписчиков. «Мне не хватало опыта работы для интернет-аудитории, — поясняет Касумов. — Подписчики сами помогали: подсказывали, чего им не хватает, что еще надо рассказать. В итоге я взял публику тем, что объясняю простым и понятным языком». К концу 2017 года у канала было уже 20 тыс. подписчиков, сейчас — почти 150 тыс. Число заказов на постройку фундаментов оставалось примерно таким же, как раньше, а вот количество заказов на дома росло каждый месяц.
Данные СПАРК подтверждают: раскрутив блог, Касумов увеличил финансовые показатели «СВ-Фундамента» в несколько раз. Если в 2016 году выручка компании составляла 14,6 млн руб., а прибыль — 2,8 млн руб. (примерно столько же, сколько и годом ранее), то в 2017 году — уже 62 млн и 9,3 млн руб. соответственно. Благодаря каналу Касумов открыл несколько представительств «СВ-Фундамента» — два в Москве, по одному в Краснодарском крае, Казани, Ростовской области, Иркутске и других городах.
В этом году предприниматель ежемесячно сдавал примерно по 20 готовых домов в Ленинградской области, по 10–12 — в Московской и по два-три — во всех остальных регионах. В среднем за один дом компания получает 1,5 млн руб. выручки. Все клиенты приходят благодаря YouTube-каналу. «Теперь я ни копейки не трачу на обычную рекламу, — гордится предприниматель. — За два с половиной года существования канала у меня не было даже сайта».