Жизнь среди других
Как помочь ребёнку социализироваться и строить отношения с другими детьми?
Дети и марсианин
«Ваш сын похож на марсианина, – сказала мне первая учительница моего старшего сына. – Он совершенно не понимает, как общаться с детьми». Ну да, когда он родился, в нашем кругу все ещё были бездетные. Рос среди взрослой тусовки, в садик не ходил, потому что много болел, детские площадки я терпеть не могла и водила его гулять в зоопарк или соседний лес. Интеллект у сына явно выше среднего, отменное чувство юмора, а вот с социальными навыками до сих пор, как он признаётся, сложновато. С младшеньким я решила ошибок не повторять и дать ему возможность научиться общаться с себе подобными. Но как это сделать, чтобы социализация прошла если неидеально, то хотя бы нормально?
Не секрет, что дети социализируются в основном «друг об друга». По словам психолога Катерины Мурашовой, детское общение при своём волшебном разнообразии полно прессинга, интриг, обид и разочарований. Но без всего этого ребёнок так и не научится жить среди других, общаться, находить «своих», ладить с «чужими». И пройти эту школу нужно в положенное время, потому что чем дальше, тем сложнее освоить социальные роли и правила и не выглядеть марсианином.
Чтобы ребёнок лучше понимал себя и окружающих, стоит больше говорить с ним об эмоциях, обсуждать события и ситуации, которые вызывают эмоциональный отклик. Что заставляет нас злиться или грустить? делает счастливыми? Беспокоит и пугает? Учёные выяснили опытным путем: чем больше разных эмоций различает ребёнок, тем выше его социальная компетентность.
Поиграй со мной!
Важно понимать, что принцип «чем раньше, тем лучше» в этом случае не работает. Совсем маленьким детям, лет до трёх, никто не нужен, кроме своих взрослых. Они ещё не умеют играть с ровесниками, и если даже сидят рядом в песочнице, то совместной игрой это не назовёшь. Просто копаются каждый своим совочком в своей куче песка. Или выясняют, чей тут песок и совочек. Поэтому отдавать ребёнка в ясли, чтобы он там «общался», не имеет никакого смысла.
Играя, дети усваивают правила социума, видят, как работают причинно-следственные связи, получают представление о социальных ролях.
На четвёртом году жизни все меняется. Обязательная вещь для развития общего интеллекта с этого возраста и до школы – свободная ролевая игра. Играя, дети усваивают правила социума, видят на практике, как работают причинно-следственные связи «если я так, то он эдак», получают первые представления о социальных ролях – кто тут главный, кто с ним и против него, кто всех веселит или знает что-то интересное, а кто просто супергерой – например, умеет шевелить ушами.