Смешение имен и перемещение героев
Выставка «Аззедин Алайя, кутюрье-коллекционер»
В парижском музее моды Palais Galliera отрылась выставка «Azzedine Alaïa, couturier collectionneur». Выдающийся кутюрье Алайя был также выдающимся собирателем — он коллекционировал кутюр на всем пространстве его истории, от XIX века до XXI, от Чарльза Фредерика Уорта и Жака Дусе до Жана Поля Готье и Александра Маккуина. Помимо невероятной красоты экспонатов, всех вместе и каждого в отдельности, выставка поражает тем, как выстраивает разные перспективы внутри истории моды и как на пересечении этих перспектив эта история трансформируется — меняя акценты, перегруппировывая ряды и выстраивая новые связи.
«Работать со всем этим было очень легко, тут все превосходно,— сложно было выбрать 140 предметов из почти 20 тысяч»,— говорит Оливье Сайяр, один из главных современных фэшн-кураторов, художественный директор Fondation Azzedine Alaïa, сделавший эту выставку. О том, что Алайя собирает кутюр и моду, при его жизни было известно внутри профессионального круга, после его смерти, когда тот же Сайяр сделал на основе его личной коллекции выставку, посвященную Алайе и Баленсиаге, это стало известно кругу более широкому, но только теперь видны масштабы этой коллекции. И они грандиозны — как считают в музее, это, по всей видимости, лучшая частная коллекция кутюра и моды и одна из лучших вообще, причем Сайяр говорит, что она еще до конца не разобрана, не описана и не каталогизирована.
Алайя начал собирать кутюр в 1968-м: купил все, что смог унести, при закрытии дома Balenciaga — он рассказывал, что его пригласили выбрать из стоков то, что ему может пригодиться, и он пришел со всеми деньгами, какие у него были в тот момент, и с несколькими огромными сумками. Кое-что из содержимого тех сумок можно увидеть сейчас среди открывающих выставку платьев Баленсиаги — сплошь черных, за исключением одного красного с черным. Конечно, Баленсиага был важнейшей фигурой и для Алайи-кутюрье, и для Алайи-коллекционера, тут никакого сомнения быть не может, в его коллекции более 500 предметов Balenciaga. А выбор черного цвета — это в том числе и взгляд Сайяра, автора изящнейшей выставки Balenciaga «Черная стадия», устроенной им в 2017 году, и выставки 2020 года в фонде Алайи «Алайя и Баленсиага — скульпторы формы», где основным цветом тоже стал черный, представлявший эту скульптурность форм в максимально очищенном виде.
Какие-то дизайнеры тут выставлены отдельно, какие-то — собраны в группы, причем часто очень известные объединены с практически совсем неизвестными сегодня. И то, как Сайяр формирует эти группы, меняет привычную расстановку акцентов в истории моды.