Как Отто Дикс снова стал нашим современником

WeekendИстория

Портрет на фоне чужой истории

Как Отто Дикс снова стал нашим современником

Текст: Анна Толстова

Отто Дикс. «Фландрия», 1934–1936. Фото: Courtesy Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie © VG Bild-Kunst Bonn, 2023

В Дейхторхаллене в Гамбурге открыта выставка «Дикс и современность». Очевидно, что у каждого времени свой взгляд на того или иного классика, но эта выставка показывает, что сегодня сосуществуют несколько современностей, из которых можно посмотреть на заглавного героя.

Автопортрет Дикса приветствует входящих на выставку, и этот избитый экспозиционный ход здесь оказывается как раз к месту. Автопортрет, написанный в 1942 году, в период внутренней эмиграции, производит очень странное, одновременно цельное и противоречивое впечатление — и манерой, и композицией. Манера, если описывать ее в историко-политических терминах, представляет собой невозможный гибрид Веймарской республики и Третьего рейха, то есть в ней явно различим призвук «новой вещественности», которую будут клеймить как «дегенеративную», однако гораздо громче звучат парафразы старых немецких мастеров, но не потому, что это приветствуется национал-социалистской эстетикой, а как раз наоборот — в качестве тихого и вместе с тем очень жесткого протеста. Композиция тоже представляет собой гибрид — парадного и интимного портрета: художник изображен за работой, сидит перед мольбертом, держит в руках палитру и кисть, одет в белую рабочую робу, напоминающую монашеское одеяние и заляпанную краской, но при этом фигура живописца представлена на фоне алого барочного занавеса, как будто это монарх или полководец, край занавеса откинут, и за ним виднеется зловещий пейзаж с багряным закатом в клубах серых туч, похожих на взрывы. Мольберта, перед которым сидит художник, мы не видим — мы видим, что он пристально вглядывается в то, что пишет на холсте, но получается, что из своего 1942 года он смотрит на нас, современников.

Выставочный жанр «классик и современность» никогда не выйдет из моды, и хотя со дня смерти Отто Дикса (1891–1969) прошло всего полвека, он — безусловный классик модернизма и годится на роль триггера диалогов об актуальности прошлого как нельзя лучше, ведь его работы «классического», веймарского периода стали одним из главных, плакатных антивоенных высказываний в мировом искусстве. Собственно плакатом и политической публицистикой он не занимался — он, и сам со школьной скамьи, со времен своей довоенной учебы в экспрессионистском Дрездене склонный к диалогам с классикой об актуальности, занимался современным «танцем смерти» и новыми «бедствиями войны», но офортная сюита «Война» (1924), сделанная по мотивам его окопной дневниковой графики, читалась как плакат в 50 частях с девизом «никогда больше». На войну Дикс, юный ницшеанец, попал резервистом, но просился на передовую и, в отличие от многих коллег, действительно сходивших с ума или же симулировавших нервное расстройство, чтобы «откосить» от армии, отслужил от звонка до звонка, на Западном и Восточном фронтах. Хотел — как художник — видеть все своими глазами. Насмотрелся. На войну он уходил с кашей из немецкого экспрессионизма, французского кубизма и итальянского футуризма в голове, примиряя все национально-противоборствующие течения в милитаристском «Автопортрете в образе Марса» (1915), с войны вернулся дадаистом, но не циником. Живыми военными впечатлениями, пусть и пропущенными сквозь призму академической учености, полны не только офорты «Войны», но и главные картины времен «веризма» и «новой вещественности». Словом, можно было бы взять на экспозицию две «Войны» Дикса, серию офортов 1924 года и великий живописный триптих из дрезденского Альбертинума 1932 года и добавить к ним множество антивоенных высказываний современных художников, чтобы получить выставку на вновь актуальную (или вечную) тему. Однако кураторы не пошли этим простым путем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление Тревожное исследование: ChatGPT убивает наше критическое мышление

Чем чрезмерное использование нейросетей крайне вредно для нашего мозга

ТехИнсайдер
Выше ограничений Выше ограничений

История одного здания, вместившего дух предпринимательства

Weekend
Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать Безопасность использования ИИ в банках: что важно знать

Как именно работает искусственный интеллект в финансовом секторе

Inc.
Вымереть обратно Вымереть обратно

Пророчество фильма «Парк юрского периода»: можно ли воссоздать вымершие виды

Вокруг света
Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему

Героини, которые давали фору хакерам-мужчинам

Forbes
Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили Почему автомобиль-утопленник не всегда страшен. Эксперты все объяснили

Стоит ли отказываться от покупки автомобиля, побывавшего в воде?

РБК
Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

Генпродюсер YBW — о будущем «Папиных дочек» и стратегии компании

Ведомости
«Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века» «Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века»

Как иезуиты помогли изучению неевропейских языков

N+1
В Питере пили В Питере пили

Где кутили Петр I, Пушкин, Довлатов и Смоктуновский

Weekend
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства» Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства»

Как построить идеальную школу в реальных обстоятельствах

Монокль
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Прямая трансляция антиутопии: как ИИ изменил нашу жизнь Прямая трансляция антиутопии: как ИИ изменил нашу жизнь

К чему приведет союз людей с нейросетями?

Grazia
Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья Когда медицина перестает быть бумажной: как Москва лечит людей и спасает деревья

Как электронная медицина спасает сотни деревьев?

Правила жизни
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Секреты лабораторий Секреты лабораторий

Косметика будущего сможет адаптироваться под индивидуальные запросы каждого

Лиза
Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

Ведомости
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса

Как строить более точные, этичные и адаптивные системы искусственного интеллекта

Inc.
Это мой город Это мой город

Признания в любви Петербургу и прочие практические советы

Weekend
Хорошо сидим Хорошо сидим

Как правильно выбрать стул для рабочего места дома

Лиза
Экосистемы с обилием бабочек лучше адаптировались к внезапным засухам Экосистемы с обилием бабочек лучше адаптировались к внезапным засухам

Как бабочки делают экосистемы более устойчивыми к засухам

N+1
7 признаков того, что тебе больше нельзя обесцвечивать волосы 7 признаков того, что тебе больше нельзя обесцвечивать волосы

Как понять, что нужно притормозить с обесцвечиванием волос?

VOICE
О сути технологического суверенитета: «Мы никогда полностью не откажемся от мировых связей» О сути технологического суверенитета: «Мы никогда полностью не откажемся от мировых связей»

Понятие технологического суверенитета — в каких сферах оно критически важно?

ФедералПресс
Гибридный интеллект Гибридный интеллект

Как ИИ меняет социологию и сближает количественный и качественный подход

Ведомости
«Счастье есть — оно в детях» «Счастье есть — оно в детях»

Селивановы: когда Международный «детский» день можно отмечать круглый год!

OK!
Открыть в приложении