Василий Корецкий о «Крови машин»

WeekendСобытия

Новая этика в открытом космосе

В российский онлайн-прокат внезапно вышел 50-минутный галлюциногенный sci-fi фильм категории B «Кровь машин». Неон, космолеты, патриархат, оргии, Панос Косматос и Дэвид Линч — «Кровь машин» похожа на облако тегов, в котором могут найти убежище уставшие от этических компромиссов большого кинематографа зрители

Это дикое по нынешним временам кино с первых кадров катапультирует зрителя с карантинного дивана в какой-то буро-малиновый ад. Полыхает застилающее экран неземное небо, и сияющий расплавленной сталью космолет падает на покрытую черной коростой поверхность планеты. Следом за ним, окутанный хлорно-зелеными облаками, ощетинившись акульей пастью приборов неясного назначения, на планету опускается корабль-охотник. Кажется, это его последняя победа — искусственный интеллект судна-преследователя, заточенный в металлическое тело, похожее на робота из «Метрополиса», барахлит и бессмысленно вращает глазами, пушки заедают. Так что космолет — на ручном управлении инвалидной команды: старого штурмана-сердечника, чуть что хватающегося за дефибриллятор, и молодого самоуверенного капитана в кожанке, похожего на очередное воплощение Саши Барона Коэна. Обоих зовут, как образцовых героев B-movie: штурмана — по-свойски, просто Лаго, капитана — звучной румынской фамилией Васкан. Вскоре Лаго и Васкану предстоит стать свидетелями настоящего чуда, уверовать и быть принесенными в жертву неведомому космическому божеству, имеющему вид голой женщины с перевернутым неоновым крестом на животе.

Имена героев не обманывают: «Кровь машин» — это действительно sci-fi категории B, появившийся благодаря удивительному случаю. Среднеметражное кино французского дуэта режиссеров Рафаэля Эрнандеса и Савитри Джоли-Гонфард, работающих под общим псевдонимом Сет Икерман, родилось из снятого ими в 2015-м музыкального клипа на песню «Turbo Killer» синти-вейв-проекта Carpenter Brut. Популярность клипа сподвигла режиссеров начать сбор средств на продолжение, а потом к делу подключился новый стриминг Shudder, специализирующийся на недорогой фанатастике и ужасах,— там-то впоследствии и состоялась мировая премьера «Крови».

Стриминговая платформа — современный аналог нишевого телеканала, идеальное место для показа такого странного кино. «Кровь машин» занимает промежуточное место между телетрэшем 1990-х вроде «Вавилона-5» или «Капитана Пауэра и солдат будущего» и непростыми, хотя и дешево сделанными обскурными фильмами нашего времени — работами Паноса Косматоса («По ту сторону черной радуги», «Мэнди») или сербской лаканианской фантастикой «Восход Эдерлези» (лучшая на сегодня актерская работа порнозвезды Стои). Медиа тут во многом определяет не только стилистику и поэтику, но и собственно авторский месседж. Необязательная форма страшной сказки позволяет говорить о современной реальности гораздо откровеннее и ироничнее, чем мейнстрим, который сводит любую идеологию к унылым трюизмам — просто чтобы понравиться по возможности сразу всем. Или же — как в случае с комикс-франшизами — с трудом пытается совмещать требования прогрессивной критики (больше рассказов о сильных женщинах, меньшинствах, больше борьбы с насилием!) с запросом чуть менее сознательной публики, и тогда возникают фильмы-бастарды вроде «Хищных птиц» или последних «Ангелов Чарли», в которых есть и «сильные героини», и сексуализация этих героинь, и старое доброе ультранасилие. Но создатели «Крови» лихо разрубают этот клубок противоречий, обращаясь к возможностям, которые дает эксплотейшен.

Эстетически «Кровь машин» близка не только к упомянутым выше образцам кэмпа и китча, но и к переливающимся всеми цветами неона работам Николаса Виндинга Рефна (можно еще вспомнить «Дюну» Дэвида Линча — компьютерные спецэффекты здесь так же изобретательны и нереалистичны, а манера игры — условно театральна). Но если забыть о киберпанк-составляющей, то ближе всех фильм французов окажется к работе их опального (и уже покойного) соотечественника Жан-Клода Бриссо «Черт нас возьми», в которой тоже, в общем, не было ничего, кроме голых женщин и звездного космоса над головой. После обвинения в харассменте (задолго до #MeToo, в 2002-м) Бриссо стал персоной нон грата в индустрии и провел остаток жизни, тихо снимая камерные эротические драмы, этакое интимное хоум-видео с лирическим сюжетом, а в «Черт нас возьми» — еще и с примитивными компьютерными спецэффектами. В «Крови машин» похожим голым космосом заполнена вся последняя треть 50-минутного фильма — и это чистая бессюжетная феерия (прямое следствие происхождения «Машин» из музыкального видео).

Правда, чтобы сделать настоящий эксплотейшен, одного увлечения обнаженкой и романтикой Млечного Пути недостаточно. Визуальное хулиганство должно быть поддержано хулиганством концептуальным. И тут «Кровь машин» уходит в пике. Фильм предельно артикулирует сегодняшнюю прогрессивную повестку, представляя новый виток эмансипации буквально как войну полов. Злые и грубые космические охотники — типичный патриархальный штамп. Но на чудесной планете им будут противостоять разгневанные добрые женщины, предпочитающие архаичные копья бластерам, способные разглядеть душу даже в расплавленном космолете и готовые ради созидания на все, вплоть до соблазнения и убийства. Они попробуют реанимировать сбитый корабль, оживить пострадавшего путем расчленения нападавшего («но почему вы предпочитаете тостер холодильнику?» — с недоумением хмыкнет самодовольный капитан), а когда это не получится — затеют такой прощальный ритуал, что мало никому не покажется. Машинное масло превратится в галлюциногенную сому, дедушка Лаго закатит глаза и станет бабушкой, капитан, за все световые годы своей вахты невольно принявший целибат (эта деталь намеренно подчеркивается в диалоге), окажется послушной марионеткой в руках верховной жрицы, Звезда Смерти упадет на Солярис (или наоборот), закружатся в невесомости сюжетно немотивированные ню и голову капитана пронзят ядовито-зеленые лучи. В космосе никто не услышит крик сраженного инцела — но только потому, что его заглушает синтетический минимализм Carpenter Brut, от которого буквально багровеет в глазах.

Значит ли все это, что «Кровь машин» со сверхсветовой скоростью стремится угнаться за «актуальной повесткой»? Конечно же нет! Она смеется над идеализмом «новой этики» и «новой культуры» так же, как над приемами «старой», сводя все идеологические приемы к набору ходовых аттракционов. Узоры в этом калейдоскопе могут складываться разные — а стеклышки одни и те же уж лет как 70. Не верите — зайдите в онлайн-кинотеатр уже упомянутого Николаса Виндинга Рефна и посмотрите там другой эксплотейшен-фильм «Дом на Лысой горе». Эта смешная история о пансионе для девиц, которые практикуют хорошие манеры, разгуливая нагишом, была снята в 1962-м для услад мужской аудитории — но сегодня она на ура прошла бы феминистский тест Бехдель!

Смотреть: «Кинопоиск HD»

Фото: Logical Pictures; Rumble Fish Productions

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Финал — это место, где завязываются новые конфликты» «Финал — это место, где завязываются новые конфликты»

Вячеслав Курицын о последних главах «Войны и мира»

Weekend
«Синдром Лазаря»: иногда мертвые действительно оживают «Синдром Лазаря»: иногда мертвые действительно оживают

Что такое «Синдром Лазаря» или самореанимация?

Популярная механика
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Диплом на колёсах: как студенты превращают автомобили в концепт-кары Диплом на колёсах: как студенты превращают автомобили в концепт-кары

Удивительные автомобили выпускников Skoda Academy

Популярная механика
Город, который дает то, что нужно Город, который дает то, что нужно

Размышления москвича Григория Туманова о магии Петербурга

СНОБ
Подведены итоги печати живыми клетками в космосе Подведены итоги печати живыми клетками в космосе

Описаны результаты эксперимента по печати клеточных конструктов в космосе

Популярная механика
Последняя хозяйка усадьбы Горки Последняя хозяйка усадьбы Горки

Зинаида Григорьевна Морозова выложила огромную сумму за усадьбу Горки

Караван историй
Гороскоп ненависти: что приводит в ярость знаки зодиака? Гороскоп ненависти: что приводит в ярость знаки зодиака?

Хочешь узнать, что может привести тебя в ярость?

Cosmopolitan

Этим золотым мальчикам досталось сразу несколько бонусов

Cosmopolitan
Растерянность истории Растерянность истории

Игорь Гулин о том, как смотреть на застой

Weekend
Манихеи: христианство в смеси с буддизмом и зороастризмом Манихеи: христианство в смеси с буддизмом и зороастризмом

Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева

Weekend
Как Прага стала главным городом для «шпионских игр» Как Прага стала главным городом для «шпионских игр»

Почему Чехия не такое уж удивительное место для шпионских игр

СНОБ
И без пластики обошлись: звезды с птозом верних век, которых это не смущает И без пластики обошлись: звезды с птозом верних век, которых это не смущает

Некоторые знаменитости не комплексуют и умеют превращать недостатки в изюминку

Cosmopolitan
Time (США): что читает Иван? Time (США): что читает Иван?

В 60-е бытовало мнение, что в России гуманитарные науки преподаются слабо

ИноСМИ
Смотрится дорого, держится долго — 10 вариантов модного педикюра Смотрится дорого, держится долго — 10 вариантов модного педикюра

Никакого неона, страз и рисуночков! Лучшие варианты педикюра

Cosmopolitan
ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР

ЛиАЗ-667 - такой же символ эпохи, как автомат с газировкой

Популярная механика
Анатолий Казаков: «Главное — быть честным с самим собой» Анатолий Казаков: «Главное — быть честным с самим собой»

Если станешь поваром, по крайней мере всегда будешь сыт

Bones
LiveScience (США): что мы узнали о мозге в 2019 году LiveScience (США): что мы узнали о мозге в 2019 году

Открытия этого года подтверждают старые «прозрения» о мозге от философов

ИноСМИ
Галь Гадот. Обыкновенное чудо Галь Гадот. Обыкновенное чудо

После того как Галь Гадот сыграла в "Чудо-женщине", ее судьба резко изменилась

Караван историй
В лесу, на озере и в окружении искусства: 9 лучших мест для летнего отдыха в Подмосковье В лесу, на озере и в окружении искусства: 9 лучших мест для летнего отдыха в Подмосковье

Даже с закрытыми границами необязательно проводить все лето в душном городе

Forbes
Порядок по-белорусски: как Лукашенко прополол электоральное поле Порядок по-белорусски: как Лукашенко прополол электоральное поле

Главные оппоненты Лукашенко не были зарегистрированы кандидатами в президенты

Forbes
Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении? Оптическая иллюзия: сколько кругов на изображении?

Эта иллюзия уже 14 лет вводит в ступор даже тех, кто много раз ее видел

Популярная механика
Цианистый калий: что это такое и как работает Цианистый калий: что это такое и как работает

Цианиды, то есть синильная кислота и ее соли, – далеко не самые сильные яды

Популярная механика
Талантливы во всем: Депп, Стрип, Куценко и еще 18 актеров, которые хорошо поют Талантливы во всем: Депп, Стрип, Куценко и еще 18 актеров, которые хорошо поют

В рамках конкуренции актерам приходится не только талантливо играть, но и петь

Cosmopolitan
Райские кучи: 6 необычных облаков, и почему они такие Райские кучи: 6 необычных облаков, и почему они такие

Облака бывают не только кучевые, перистые или слоистые

Maxim
Любовь растений Любовь растений

Любовные отношения растений долгое время оставались для людей загадкой

Наука и жизнь
Правила жизни Константина Райкина Правила жизни Константина Райкина

Правила жизни режиссера Константина Райкина

Esquire
Животные и математика: до скольки умеют считать колибри Животные и математика: до скольки умеют считать колибри

Какими математическими способностями обладают колибри?

Популярная механика
Каких собак предпочитали древние люди: новое исследование Каких собак предпочитали древние люди: новое исследование

Как собаки изменились в процессе одомашнивания и для чего они были нужны?

Популярная механика
Как мы обманываем себя, пытаясь быть эффективными Как мы обманываем себя, пытаясь быть эффективными

Отрывок из издания для топ-менеджеров «Настольная книга лидера»

Forbes
Открыть в приложении