Алексей Суховей о своем документальном сериале «Сироты»

WeekendСобытия

«Мне говорили, что снимать таких героев аморально»

Алексей Суховей о своем документальном сериале «Сироты»

Алексей Суховей. Фото: из личного архива Алексея Суховея

На платформе Premier вышел документальный сериал Алексея Суховея «Сироты», получивший в прошлом году гран-при в национальном конкурсе фестиваля «Послание к человеку». Это пятисерийная сага о выпускниках детского дома-интерната, которые живут вместе в небольшой квартире на окраине Москвы и пытаются разыскать своих родителей. Сериал выпускника Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной (Разбежкина выступила художественной руководительницей проекта) и Михаила Угарова снят методом длительного наблюдения и в первую очередь поражает степенью близости к героям: в кадре они обсуждают самые интимные вещи, словно бы не замечая режиссера-оператора. О личных границах и их отсутствии, воспроизводстве насилия и болезненной актуальности фильма Алексей Суховей рассказал Константину Шавловскому.

Почему ты решил снимать выпускников домов-интернатов и как нашел своих героев?

Любопытно, что сейчас, готовясь к интервью, я перечитывал свой дневник и нашел запись, где обозначил темы будущей работы: «Насильственное взросление. Разрушение естественного хода вещей. Отрыв от семьи». Это то, что меня интересовало с самого начала. А познакомились мы довольно давно: одна из героинь фильма, Нина, была со своим сыном в московском центре реабилитации «Маленькая мама», где работала подруга семьи. Когда я решил с ней познакомиться, выяснилось, что Нина собирается на неделе выходить замуж за Сашу. Тогда я предложил, что буду оператором на их свадьбе, и так у меня появилась возможность войти в их жизнь. Примерно раз в квартал я встречался с ними на протяжении нескольких лет, старался быть чем-то полезным, чтобы не потерять связь. Потом я как-то съездил с этим материалом на питчинг и помню, что западных продюсеров он сильно испугал.

Чем?

Мне говорили, что снимать таких героев аморально. Я отбивался, говорил, что ребята совершеннолетние, что у нас честные отношения, что я объясняю им, что и зачем я делаю.

А как ты им объяснял, что и зачем ты делаешь?

Когда начались съемки уже для Premier, я им сказал, что буду снимать сериал для платформы про их жизнь.

Но ты же понимаешь, что они не понимали, на что на самом деле соглашаются. Если твои герои значения слова «оргазм» не знают, то едва ли они понимают, что такое документальное кино. Ты сам не думал, что это ничтожная сделка?

То есть ты тоже считаешь, что это аморально?

Я просто уточняю, был ли зазор между вашим формальным договором и их пониманием того, что ты делаешь, и было ли это для тебя проблемой?

Да, конечно, я думал об этом. И все же я считаю, что это был равноценный обмен. Потому что я честно прожил с ними это время. Понятно, что в какой-то момент я садился в машину и ехал в свою семью, где не бегают насекомые, где нет таких проблем, давления и страхов. Но я сделал все, что мог, чтобы минимизировать тот социальный разрыв, который существует между нами. И делился с ними всем, что у меня есть.

Например?

Когда Лену, героиню, которая появляется в четвертой серии, порезал ее молодой человек, я помог ей обратиться за помощью в «Насилию.нет». Очень много всего по быту. Да я с ними прямо жил как на две семьи. У меня из-за этого даже в собственной семье начали возникать серьезные проблемы.

И сколько это продолжалось?

Почти год. Причем сначала график был — два дня снимаю, один отдыхаю. Но отдыха в реальности не было, потому что у меня было семь героев, и каждый мне как своему очень близкому родственнику все это время писал обо всем, что с ним происходит. Поэтому я 24/7 принадлежал им полностью.

Но если ты так плотно участвовал в их жизни, это разве не противоречит методу наблюдения? Ведь без твоей помощи их жизни была бы другой?

Я помогал им прочесть счета или заполнить какую-то форму на «Госуслугах», и это не тот вид участия, который мог серьезно изменить их реальность. Там, где я понимал, что вмешательство будет существенным, я не вмешивался. Но есть одна вещь, которая действительно была спровоцирована моим присутствием. Почти все мои герои были оставлены родителями в роддоме, у них не было никакой информации о родственниках. А когда ребенка оставляют в детском доме, то его регистрируют, и в регистрационной книге есть графа «Примечания». Это такая волшебная графа, в которой содержится информация о родителях. Там может быть указано место прописки — и это самое здоровское. А может просто какое-то описание родителя, рост, цвет глаз, как для фоторобота. И когда я об этом узнал, то пошел с ребятами в очередь в «Мои документы».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Эмпатия — это выгодно: почему хорошее отношение повышает эффективность сотрудников Эмпатия — это выгодно: почему хорошее отношение повышает эффективность сотрудников

Отрывок из книги «Искусство доброты» Клодии Хэммонд

Forbes
Школа жизни Алексея Лукина Школа жизни Алексея Лукина

Алексей Лукин и курс на успех

Men Today
Подмена эмоций: как распознать у себя рэкетные чувства Подмена эмоций: как распознать у себя рэкетные чувства

Из-за чего происходят рэкетные чувства и как разобраться в себе?

VOICE
Волшебное превращение Волшебное превращение

Росина Сефиен рассказывает о том, как научилась любить главный праздник

VOICE
Как гражданину России разблокировать активы в Credit Suisse Как гражданину России разблокировать активы в Credit Suisse

На этапе нашей работы с банком Credit Suisse мы выбрали стратегию защиты клиента

Forbes
Они дома: почему спортсмены не спешат уходить из ЦСКА ради Олимпиады Они дома: почему спортсмены не спешат уходить из ЦСКА ради Олимпиады

Почему атлеты самовольно отказываются от международной карьеры

Forbes
Виталий Терлецкий Виталий Терлецкий

Виталий Терлецкий — талантливый комиксист, один из тех, кто развивает индустрию

Правила жизни
6 книг в жанре фэнтези, от которых невозможно оторваться 6 книг в жанре фэнтези, от которых невозможно оторваться

Книги жанра фэнтези, которые ценители не должны оставить без внимания

ТехИнсайдер
Промокнуть за $80: в Дубае создали улицу, на которой всегда будет идти дождь Промокнуть за $80: в Дубае создали улицу, на которой всегда будет идти дождь

Эмираты представили туристам еще одно необычное развлечение

Вокруг света
Максимум динамики и комфорта Максимум динамики и комфорта

Перед boot Düsseldorf в разных источниках фигурировал Beneteau Gran Turismo 36

Y Magazine
Не развлечения ради, а образования для: 15 самых живописных детских железных дорог России Не развлечения ради, а образования для: 15 самых живописных детских железных дорог России

Что такое детские железные дороги и зачем они нужны?

Вокруг света
Разгадать сон и предотвратить болезнь Разгадать сон и предотвратить болезнь

Почему важно анализировать сновидения?

Psychologies
В основании ассирийского зиккурата нашли прибалтийский янтарь. Его положили под стену 4000 лет назад В основании ассирийского зиккурата нашли прибалтийский янтарь. Его положили под стену 4000 лет назад

Такие древние находки янтаря так далеко от Балтики встречаются крайне редко

ТехИнсайдер
13 лучших комедий эпохи видеокассет 13 лучших комедий эпохи видеокассет

Вспоминаем фильмы, на которых выросли все современные комики

Maxim
Взгляд на север Взгляд на север

Элина Туктамишева: «До двадцати одного года я не знала Россию»

Новый очаг
Урожай без хлопот Урожай без хлопот

Итак, наметим фронт посадочных работ на июнь

Лиза
Мобилизация по-екатеринински Мобилизация по-екатеринински

Как беспрецедентный рекрутский набор помог России в войне с Турцией

Дилетант
Избегать избегания: как мы проживаем утрату (не только смерть) и почему горевать — нормально Избегать избегания: как мы проживаем утрату (не только смерть) и почему горевать — нормально

Отрывок из книги «Смерть в большом городе»

Inc.
«Любовь и смерть»: история одного реального убийства с женским лицом «Любовь и смерть»: история одного реального убийства с женским лицом

Получилось ли у создателей сериала «Любовь и смерть» взбудоражить зрителя

Forbes
Самореализация: как найти смысл и делать то, что нравится Самореализация: как найти смысл и делать то, что нравится

Что мешает нам найти свое призвание и как обойти эти препятствия?

Psychologies
Стройный рацион Стройный рацион

Продукты для похудения. Список, который пригодится на любой диете

Лиза
Кофе и сигареты. Кого и что любил Иосиф Бродский Кофе и сигареты. Кого и что любил Иосиф Бродский

Бродский любил выпить, хорошо поесть и жить не мог без кошек и женщин

СНОБ
12 лучших порнофильмов по мотивам голливудских блокбастеров 12 лучших порнофильмов по мотивам голливудских блокбастеров

Мечтаете увидеть Джека Воробья и Харли Квин в порнофильме? Это возможно!

Maxim
Японская философия «ваби-саби»: как принять несовершенство мира Японская философия «ваби-саби»: как принять несовершенство мира

Как же перестать гнаться за идеалами и начать жить здесь и сейчас?

Psychologies
Кто научит детей жизни в цифровом мире Кто научит детей жизни в цифровом мире

Кто должен стать для подростка главным проводником в цифровом пространстве?

СНОБ
«Сила волчьей стаи» «Сила волчьей стаи»

Реальные истории из жизни диких хищников

N+1
Ваш курьер уже в пути! Как дроны доставляют грузы в места, где нет дорог? Ваш курьер уже в пути! Как дроны доставляют грузы в места, где нет дорог?

Беспилотники, доставляющие грузы без дорог – по воздуху

ТехИнсайдер
Woorie Woorie

Woorie начала создавать свой хит «Капучино с маршмэллоу», когда ей было 16

Правила жизни
Полифония сюрреализма: 15 скрытых символов на картине Дали «Мадонна Порт-Льигата» Полифония сюрреализма: 15 скрытых символов на картине Дали «Мадонна Порт-Льигата»

Работы Сальвадора Дали наполнены символами и аллегориями

Вокруг света
Открыть в приложении