«Мишенька, одноглазенький ты мой»
7 исторических мифов, родившихся в кино
Чапаев не скакал на лошади с шашкой, викинги не носили рогатых шлемов, а ковбои не устраивали перестрелки в полдень. К выходу сериала «Великая» с Эль Фэннинг в роли Екатерины II, который уже обвиняют в тиражировании мифов и стереотипов о российской императрице, Никита Солдатов вспоминает других исторических персонажей, которых затмили их далекие от реальности экранные воплощения.
Кутузов не носил повязку на правом глазу
Впервые с повязкой на глазу Кутузов был показан в 1941 году в фильме Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера «Суворов». Там в одной из сцен Суворов обращался к своему ученику Кутузову: «Мишенька, одноглазенький ты мой». Спустя два года Кутузова удостоили полноценным патриотическим байопиком, где полководец снова был представлен одноглазым и периодически появлялся в специальной повязке. На стадии сценария фильм разругали все, от Шкловского до Пырьева, зато после премьеры расхвалили Сталин, Черчилль и советские зрители, а повязка окончательно прикрепилась к образу главного героя войны 1812 года. На самом деле никаких исторических свидетельств о том, что Кутузов носил повязку, не сохранилось: по утверждениям историков, хотя Кутузов и правда был дважды ранен в голову с правой стороны, глаз чудом уцелел и даже частично сохранил зрение, поэтому повязка могла ему понадобиться лишь во время лечения. Тем не менее без повязки на экран Кутузова больше не пускали: и в комедийном мюзикле Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», приуроченном к 150-летию войны 1812 года, и в недавнем эпике «1812: Уланская баллада», приуроченном к ее 200-летию, Кутузову стабильно прикрывали правый глаз повязкой, поддерживая его публичный образ.
Средневековые шотландцы не воевали в килтах
Квазиисторический блокбастер Мела Гибсона о Уильяме Уоллесе, предводителе шотландцев в войне с Англией за независимость в конце XIII века, стал одним из самых кассовых фильмов 1995 года и вызвал негодование историков. Пока американские кинокритики хвалили Гибсона за зрелищность батальных сцен и мастерство, с которым он «воссоздал грязь и настроение 700-летней давности», а английские обвиняли его в «токсичной англофобии», историки в один голос утверждали, что «Храброе сердце» имеет такое же отношение к исторической реальности, какое имел бы фильм «о колониальной Америке, в котором герои носят костюмы начала XX века задом наперед». По общему мнению экспертов, создатели фильма не только перемешали исторические события и собрали все когда-либо существовавшие легенды о шотландском Средневековье — от права первой ночи для английских королей до запрета играть на волынке,— но и породили новые. Главная претензия к фильму состояла в том, что после него шотландские килты стали восприниматься зрителями как военная форма. На самом деле в XIII веке никаких килтов не было. В Средние века самой распространенной одеждой жителей шотландских низин были туники, покрытые воловьей или оленьей шерстью, а клетчатые килты появились только в XVI веке и были домашним и парадным нарядом, в котором никогда не воевали.