Дважды беспокойный утенок
Как вандализм стал неотделим от искусства
Культура и варварство, искусство и вандализм — после Второй мировой войны эти оппозиции неожиданно перестали быть оппозициями. И пока Теодор Адорно доказывал, что культура и варварство суть диалектическое единство, художники доказывали, что и вандализм может быть особым проявлением искусства.
Искусство или политическая провокация? — с начала мая все художественные издания мира обсуждают очередной акт вандализма, просто вандализма или же арт-вандализма. На этот раз жертвой пала одна из ключевых работ Асгера Йорна (1914–1973), картина «Беспокойный утенок» из Музея Йорна в Силькеборге, причем нападение вандала было рассчитано на съемку и транслировалось онлайн на фейсбук-странице датского националистического сообщества «Патриоты в прямом эфире», близкого к праворадикальным политическим партиям и движениям. Вандалом оказался известный в околохудожественных кругах персонаж Иби-Пиппи (Оруп Хедегор): персонаж явился в музей в сопровождении съемочной группы, предъявившей на входе пресс-карты, наклеил на «Утенка» фотоколлаж с изображением яйца, из которого вылупляется самое Иби-Пиппи, и расписался на холсте маркером. В свите Иби-Пиппи, запечатленной на видео, был замечен еще один известный датский арт-вандал ультраправых взглядов Уве Макс Йенсен, выступающий в технике мочеиспускания на произведения других художников.
В Музее Йорна до сих пор не могут сказать, можно ли будет отреставрировать «Утенка» без больших потерь красочных слоев, весьма хрупких: и клей, и маркер оказались стойкими. Вандал, арестованный, допрошенный и отпущенный на свободу до судебного разбирательства, называет свой поступок хэппенингом, поднимающим проблему авторства в искусстве и наследующим поэтике самого Асгера Йорна. В посвященных Иби-Пиппи фейсбучных постах Йенсен, помимо арт-вандализма прославившийся гомофобскими и расистскими работами, сравнивает хэппенинг в Музее Йорна с недавней волной атак на памятники колонизаторам, вызванной движением BLM. Иби-Пиппи требует говорить о себе в женском роде и определяет свою гендерную идентичность как «лесбиянка, заключенная в теле мужчины», однако есть некоторые основания полагать, что «она» просто-напросто откровенно издевается над ЛГБТК+, идеями гендерной множественности и языком политкорректности. И еще больше оснований полагать, что «хэппенинг», снятый для националистической платформы, является политической акцией, цель которой — показать лицемерие демократии, где принципы свободы слова и творческого самовыражения не распространяются на ультраправых. Но при этом и сторонники, и противники творчества Иби-Пиппи не могут не признать, что определенная художественная логика в этой акции имеется.