Болезнь других
«Нулевой пациент»: «Это грех» по-русски
На «Кинопоиске» выходит семисерийный фильм о первой вспышке ВИЧ-инфекции в СССР конца 80‑х. «Нулевой пациент» Евгения Стычкина и Сергея Трофимова — своего рода ответ британскому мини-сериалу «Это грех», где с первой волной СПИДа сталкиваются лондонские геи. В центре отечественной истории — массовое заражение вирусом в детской больнице Калмыкии. Увы, остроту высказывания не снимает даже временная дистанция в три десятилетия.
Элиста, 1988 год. Распихав по карманам гематоген, молодой педиатр Кирсан Аюшев обходит пациентов образцово-показательной детской больницы. С этим статусом, который выражается прежде всего в особом контроле со стороны партийных органов, лечебному заведению скоро придется попрощаться. Когда на операционном столе внезапно от сепсиса и воспаления легких умирает младенец, доктора начинают одолевать нехорошие мысли: кажется, в больнице инфекция. Сверившись с западными медицинскими журналами, Аюшев, вопреки инструкциям главврача, отправляет кровь нескольких больных на исследование в московский эпидемиологический центр. В этой лаборатории уже делают тесты на вирус иммунодефицита, на весь СССР таких учреждений всего несколько штук (в столице и в Ленинграде). Результаты заставляют переполошиться все руководство Минздрава, которое пока еще привычно утверждает, что в СССР СПИДа нет. А как иначе? Ведь это болезнь наркоманов, геев и проституток.
«Нулевой пациент» Евгения Стычкина, который в данном случае не только сыграл одну из ролей (прожженного репортера по фамилии Карахан), но и выступил в качестве постановщика, и Сергея Трофимова (в данном случае он не только оператор-постановщик, но и сорежиссер), что называется, основан на реальной истории. В конце 80‑х массовое заражение ВИЧ действительно было зафиксировано среди детей-пациентов в калмыцкой провинции, там, где страшный вирус-убийцу совсем не ждали. Изменены имена, детали, некоторые