Вперед в прошлое: как путешествовали 150 лет назад
Массовый интерес европейцев к передвижениям возник в эпоху Великих географических открытий, но выйти за собственную околицу по-прежнему решались только смельчаки. Даже картографы нередко работали, основываясь на рассказах моряков, а не на собственном опыте. Но к концу XIX века научный прогресс, колониальная политика и зарождение международного права сделали своё дело: путь стал безопаснее и удобнее, и десятки, а затем сотни и тысячи европейцев отправились в путешествия. Рассказываем, как они были устроены, куда ехали туристы и где останавливались.
Как путешествовали?
Популярность путешествий резко возросла благодаря промышленной революции и развитию транспорта. Первый в истории паровоз появился в 1804 году, а уже в 1825-м была открыта общественная железная дорога из Дарлингтона к Стоктону. 1819 год замечателен тем, что гибридный пакетбот «Саванна» пересек Атлантику, преодолев часть пути на паровых веслах. Другую часть он прошел под парусами, которые ещё долго служили пароходам дополнительным движителем.
«Любопытная вещь — никто никогда не страдает морской болезнью на суше. В море вы видите множество больных людей — полные пароходы, но на суше мне ещё не встречался ни один человек, который бы вообще знал, что такое морская болезнь. <…> Будь все люди похожи на того парня, которого я однажды видел на пароходе, шедшем в Ярмут, эту загадку было бы довольно легко объяснить. <…> он стоял, высунувшись в иллюминатор, в очень опасной позе. Я подошел к нему, чтобы попытаться его спасти, и сказал, тряся его за плечо:
— Эй, осадите назад! Вы свалитесь за борт!
— Я только этого и хочу! — раздалось в ответ. <…>
Три недели спустя я встретил его в кафе одного отеля в Бате; он рассказывал о своих путешествиях и с воодушевлением говорил о том, как он любит море...»
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
«Пароход — знаменитая «Атлантида» — был похож на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, — и жизнь на нём протекала весьма размеренно...»
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Наземный транспорт тоже не отставал ни в скорости развития, ни в количестве предоставляемых услуг. Сеть железных дорог быстро опутала Европу. Вагоны первого класса, больше похожие на комнаты в дорогих гостиницах, могли позволить только представители высшего сословия, в распоряжении остальных были вокзалы, которые по уровню комфорта и многофункциональности напоминали современные аэропорты. И в поездах, и на пароходах быстро появились бюджетные места второго и третьего классов. С тех пор расстояния для обычных путешественников стали измеряться не десятками, а тысячами миль и километров. В 1867 году появились вагон-рестораны и путешествия на поездах теперь стали ещё более комфортными.
Расстояния путешествий увеличило и появление воздушного транспорта. В конце XIX века наступила эра дирижаблей, которые совершали и межконтинентальные перелеты. Первая в истории воздушная пассажирская линия Фридрихсхафен — Дюссельдорф была открыта в 1910 году.
Однако при всем блеске технических открытий никто не позабыл и про старый добрый гужевой транспорт. Лошади и быки по-прежнему использовались не только в деревнях, но и в городах. На территории молодого Советского Союза последняя конка была списана в 1928 году, в Великобритании конные трамваи исчезли только в 1967-м.
Чего боялись?
Во все времена путешествия были опасным мероприятием. Лошади могли понести и скинуть, судно затонуть, а пешеходов и всадников на большой дороге непременно поджидали толпы разбойников. Дальний поход казался самоубийством. В некоторых регионах средневековой Европы семья странника, не вернувшегося через 2 года, считалась осиротевшей, а его жена могла повторно выйти замуж.