С Думой о мире
От первой русской it girl к борцу за экологию и осознанное потребление — Мирослава Дума пересмотрела взгляды на моду в целом и свой гардероб в частности
Недавно я встретила знакомую маму двух мальчиков, которая сказала, что теперь хочет девочку с голубыми глазами, притом что мама — китаянка. Проекты вроде «создай своего ребенка» вот-вот станут реальностью. У Дианы фон Фюрстенберг уже сейчас живет клонированная собака. Вся наша жизнь — от заказа еды на ужин до перелетов через океан и глобальных бизнес-проектов — управляется смартфоном. И только одежда по-прежнему остается куском тряпки, который прикрывает наше тело. И не несет больше никаких функций, — перепрыгивая с русского на английский и обратно, тридцатитрехлетняя Мирослава Дума произносит передо мной страстный монолог. — Меж тем я, например, всегда мерзну, в холодную погоду надеваю по пять-семь слоев одежды и хожу как луковица. И уже есть ткани, которые подстраиваются под вашу температуру тела и по необходимости согревают или охлаждают. Еще есть технологии, которые делают одежду сверхпрочной, чтобы ваша футболка выдерживала пятьсот стирок».
Сделать так, чтобы самые передовые разработки ученых нашли применение в моде, а фэшн-индустрия, которую все кому не лень обвиняют в загрязнении окружающей среды и неэтичном производстве, стала бы экологичной и прозрачной — вот цель созданного Мирославой полтора года назад международного фонда Future Tech Lab. В принципе выпускнице МГИМО с дипломом по управлению международным бизнесом, к тому же дочке сенатора и жене бизнесмена, Мирославе сам бог велел управлять инвестиционным фондом. Но Дума настаивает, что главное ее достижение — это крутая команда, куда входят банкиры из Лондона и Женевы и профессора из Массачусетского технологического университета и Стэнфорда. «Мы все бесконечно путешествуем по миру в поисках наиболее выдающихся изобретений в сфере синтетической биоинженерии и нанотехнологий».
Первыми плодами работы Future Tech Lab стали капсульная коллекция одежды и аксессуаров Salvatore Ferragamo из материалов Orange Fiber, в основе которых — отходы от производства апельсинового сока, и платье Stella McCartney из паучьего шелка Bolt Threads или, проще говоря, паутины, выращенной в результате брожения специальных дрожжей, воды, соли и сахара. «Платье в прошлом году показали на выставке в нью-йоркском Музее современного искусства, через год запускают в производство, — рассказывает Мира. — И уже в прошлом декабре Стелла выпустила двести шапок с паучьим шелком в составе, их раскупили за девятнадцать минут. Вообще паучий шелк в четыреста раз прочнее обычного, так что из него не то что одежду, а мебель и дома создавать можно. При этом ни пауки, ни бабочки не страдают. Bolt Threads сейчас запускает проект по созданию кожи из грибов».