Украшения, еда, впечатления: как зарабатывают на околокосмической теме
Как космическая отрасль может обогатить и отдельно взятого человека, и все человечество, лучше всех рассказывает Илон Маск. А «РБК Стиль» присмотрелся к предпринимателям из России, зарабатывающим на космических (в прямом и переносном смысле) впечатлениях
Космические тела — на ваших телах
Метеоритное кольцо — непростое украшение. Как и серьги, и подвески, и браслеты, и что только не... из многотонного космического тела. Непростое в том смысле, что привлекательное для платежеспособных фанатов космоса. Это подтверждают хотя бы цифры: самый известный игрок на российском рынке — бренд Made in Cosmos — в декабре 2017-го заработал 265 тыс. руб. чистой прибыли (магазину не было и года). В 2019-м выручка уже составила 16,2 млн руб., а в 2020-м бренд, по словам его основателя, 26-летнего Сергея Романова, выручил 21 млн руб.
Начиналось все четыре года назад с одностраничного сайта с чужими фотографиями украшений из метеоритов. На предзаказах Сергей, в ту пору руководитель маркетингового отдела инвестиционной компании Realogic, заработал 280 тыс. руб. и купил на эти деньги пятикилограммовый метеорит у знакомого геолога. Дальше небесное тело надо было распилить — не каждый российский завод захочет иметь дело с внеземным булыжником (некоторые обыватели, например, до сих пор боятся радиации, которую якобы излучает метеорит). Романов привез приобретение на электричке в Углич. Местные умельцы согласились его распилить, а московские (названия заводов предприниматель не раскрывает) — вырезать заготовки для будущих украшений. Поскольку метеорит сложен в эксплуатации (железно-каменный крошится, а железный не поддается переплавке), для украшений выбрали элементарные геометрические формы. Они до сих пор в ходу: круг, треугольник, прямоугольник, звезда. Производство первой коллекции обошлось предпринимателю в 200 тыс. руб. «Процентов 20 из первой партии составил брак. Это цена опыта», — объяснял Романов в интервью РБК.
Небольшое лирическое отступление: космическую ювелирку в России делали и до Сергея Романова. Пионером принято считать Антона Артемьева, который в 2009 году создал сайт MyMeteorite.ru и открыл одноименный магазин. На стартап его вдохновила подруга, уже в 2007-м носившая на шее подвеску с метеоритом.
Антон Артемьев в 2018 году сетовал РБК: «Интерес к метеоритам в стране низкий, и я слабо верю в большой рост этого рынка». По его словам, резкий скачок спроса на его товар случился в 2014-м после падения метеорита Челябинск — посещаемость сайта возросла с 100 до 3 тыс. человек в день, но уже через несколько недель вернулась на прежний уровень. У основателя Made in Cosmos иная точка зрения. «Будем честны, бум украшений из метеоритов, который был в десятые годы, считается бумом только потому, что до него вообще ничего не было. Разумеется, Челябинский метеорит подогрел интерес аудитории, но рынок украшений все равно не образовался. Мы создали рынок практически с нуля: в 2017 году, когда появился Made in Cosmos, число поисковых запросов «купить метеорит» возросло», — без ложной скромности утверждает Сергей. Сегодня его бренд располагает украшениями из метеоритов в ценовом диапазоне от 3 тыс. руб. (за простенькую подвеску) до 59 тыс. руб. (за обручальное кольцо), а еще выпускает предметы интерьера, телескопы, коллаборации с «Яндексом» (одежда и рюкзаки коллекции «Яндекс. Одиссея») и NASA (по формуле космического агентства изготовили парфюм, правда, пока не доставили его в магазины Made in Cosmos).
Прибыль Романов пускает в основном на экспансию — продвигает бренд по России, открывая офлайн-магазины. Так начавшийся с крохотного магазина на дизайн-заводе «Флакон» Made in Cosmos обрел полноценные дома в санкт-петербургском «Бертгольд-центре» и еще в одном городе, название которого пока держат в секрете. Кроме того, метеоритные украшения можно найти в павильоне «Космос» на ВДНХ и в универмаге «Цветной».
Что до конкурентов, Сергей хвалится, что не замечает их, но «очень им помогает», поскольку Made in Cosmos проложил дорожку в околокосмический бизнес. Действительно, по выручке и уровню присутствия в медиапространстве бренду Романова пока нет равных (чего стоит только одна громкая коллаборация Made in Cosmos и Театра им. Ермоловой с украшениями из серебра и метеорита Campo del Cielo, найденного в 1576 году в Аргентине).
Но новое поколение подрастает. Так, основатель бренда Meteorica Александр Олефир вспоминает, что первая партия из 15 изделий несколько лет назад обошлась ему примерно в 150 тыс. руб., включая стоимость метеорита и производства. «Мы не хотели рисковать, поэтому купили тонкую пластину весом около 70 г по цене порядка 30 тыс. руб. Это позволило протестировать рынок и не потерять деньги в случае, если бы что-то пошло не так. Разумеется, на этой партии мы ничего не заработали, поскольку средняя цена изделия была на уровне 8 тыс. руб. при себестоимости 10 тыс. руб.», — поясняет Олефир. Сейчас на украшения Meteorica идут и необработанные осколки весом 7–8 кг, и готовые пластины. Кусочки метеорита весом 1 г до обработки обходятся ювелирам в 70 руб., что сопоставимо со стоимостью 1 г серебра.