«У Mastercard выпала челюсть»: как стартап «Кошелек» оцифровал 300 млн карт и продался «Тинькофф»
В 2012 году трое друзей из Петербурга задумали приучить людей использовать телефон вместо пластиковых банковских карт и запустили стартап «Кошелек». Через девять лет, когда пользователи приложения оцифровали 300 млн карт, 77,4% стартапа купила TCS Group, владеющая Тинькофф Банком. Сумеют ли основатели «Кошелька» превратить хранилище карт в карманный центр финансовых услуг и зачем этот актив Тинькофф Банку?
В 2001 году трое друзей собрались в подвале здания на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, чтобы создать компанию, которая покажет, что потенциал мобильного телефона не ограничивается звонками и сообщениями. «Мы понимали, что рынок будет развиваться в совершенно неожиданную для всех сторону, — вспоминает один из основателей компании Кирилл Горыня. — Нам только нужно было угадать, в какую именно».
Друзья решили сосредоточиться на продаже развлекательного контента — рингтонов и изображений. Ставка сыграла: если в 2002 году компания i-Free выручила всего $25 000, то в 2013 году — уже $130 млн. Заработанные на развлечениях средства уходили на разработку новых проектов, и за 20 лет стартап превратился в группу компаний, которая сегодня занимается финтехом, геймингом и искусственным интеллектом (ИИ).
В 2012 году команда i-Free создала один из своих флагманских проектов — мобильное приложение «Кошелек», которое используют для загрузки в телефон скидочных и банковских карт. За девять лет аудитория приложения выросла до 20 млн пользователей и в конце апреля 2021 года головная компания Тинькофф Банка TCS Group объявила о покупке 77,4% ООО «Бесконтакт» (компания-разработчик приложения).
Короли рингтонов
Основатели i-Free Кирилл Горыня, Кирилл Петров и Сергей Шульга познакомились в 1985 году во втором классе петербургской гимназии №148 имени Сервантеса. Расставались они только на несколько лет, чтобы получить высшее образование — все трое обучались на экономистов и финансистов в Петербурге. После учебы Горыня работал в небольшом рекламном агентстве Bona Fide, Петров — в МТС, а Шульга торговал мобильными телефонами оптом в компании «Инфо-Курс».
В 2001 году друзья создали компанию i-Free, которая создавала развлекательный контент для мобильных телефонов. Проект развивался в духе американских стартапов: в первые месяцы основатели потратили на бизнес $4000, а вместо офиса сняли небольшой подвал. «До 18:00 каждый из нас был на своей работе, затем мы собирались и сидели еще до полуночи», — вспоминает Горыня. Сначала они придумали услугу «Афиша», которая позволяла узнать репертуар культурных учреждений, и озвученные актерами анекдоты. Но настоящий коммерческий успех пришел, когда они разработали программное обеспечение для продажи рингтонов и изображений. По оценке iKS Consulting, в 2004 году общий объем продаж мобильного контента в России составил около $250 млн, а i-Free контролировала 16% этого рынка. «Наверное, треть всех «бумеров» и «бригад» отгрузили мы», — оценивает Горыня.
В 2004 году предприниматели поняли, что многим компаниям нужен СМС-биллинг (процедура оплаты товара, когда абонент отправляет на специальный номер сообщение с кодом, а платформа списывает деньги с баланса телефона. — Forbes) и что в будущем кошелек станет привычной функцией мобильного телефона. Уверенности придавало то, что Россия исторически инновационна в области финтеха. «Это в Европе менять валюту в мобильном приложении — нечто выдающиеся, а у нас легче воспринимают финансовые инновации, — говорит предприниматель. — В той же Америке люди до сих пор чеки подписывают, потому что не могут отвыкнуть, а когда вы у нас последний раз чеки видели?».
В 2007 году финтех был более инновационным чем в России разве что в Японии, вспоминают основатели i-Free. Поэтому они отправились туда на встречи с лидерами рынка — Sony, FeliCa и BitWallet. Там они впервые увидели, как люди платят гаджетами, и узнали о технологии NFC, которая позволяла оплачивать покупки, приложив телефон к платежному терминалу. Чтобы полностью разобраться в теме, партнерам потребовалось еще три года, пока в 2010 году Горыня, наконец, не убедил друзей, что им пора серьезно заняться мобильными платежами. «Мы много заработали на развлекательном контенте и думали, что этими деньгами быстро и без пыли захватим рынок», — говорит он.
Гики против охранников
В 2010 году i-Free как раз начинал работать как корпоративный инвестиционный фонд или «венчурный конвейер», вспоминает он. С него сошел, например, разработчик технологий распознавания разговорной речи на базе ИИ Just AI, который в 2019 году оценили в $40 млн. По собственным данным, в 2011–2014 годы фонд вложил чуть менее $50 млн более чем в 50 проектов, выручка i-Free в 2013 году составила $130 млн, а чистая прибыль — $5 млн.