Технократы удачи: чем могут навредить региональному бизнесу модные топы из Москвы
Подобно тому, как экспаты первой волны порой даже не пытались учить русский язык, многие столичные менеджеры в регионах не хотят укореняться в местной среде, а реальные результаты подменяют красивыми презентациями о светлом цифровом будущем, считает преподаватель РАНХиГС Олег Пономарев
Менеджмент на протяжении всей своей истории переживает не только эволюцию форм и методов управления, но и постоянную смену модных стилей и модных типов руководителей. Думается, что многие читатели Forbes последовательно изучили KPI, Balance scorecard, «шесть сигм», OKR и множество других, в основном американских, методик «повышения квалификации». Все эти подходы достойны серьезного внимания, но является ли их применение залогом успеха типичного топ-менеджера, или ему все же необходимы особые личные компетенции?
Импорт мозгов
Во все века в России задача роста национальной экономики решалась путем заимствования передовых иностранных идей. Импорт знаний, технологий и бизнес-идей совершенно логичен для нашей «догоняющей» модели экономики и экономического образования. Мы уже тридцать лет изучаем и копируем «лучшие практики« наших западных, а теперь уже и азиатских, коллег. Одним из следствий заимствования бизнес-моделей явилась и необходимость приглашения иностранных менеджеров. А как могло быть иначе в стране, вечно борющейся с «дураками и дорогами», или, как говорит Герман Греф, «с менеджментом и инфраструктурой». Сама по себе практика массового приглашения экспатов была впервые блестяще реализована еще при Петре I. Все просто и логично: заимствуем иностранные деньги, идеи, оборудование, технологии и тех, кто умеет работать со всем этим.
В начале третьего тысячелетия, одновременно с ростом доходов отечественного бизнеса, Россию вновь настигло повальное увлечение экспатами. Правда, согласно многочисленным опросам и исследованиям, рост притока экспатов в Россию закончился в 2008 году и с тех пор сократился в 6-10 раз. Но с годами в менеджменте появилось новое поколение золотой молодежи, получившее хорошее иностранное образование и вернувшееся на Родину. Так началось современное импортозамещение в российском менеджменте. Первичный импорт голов под задачи экономического ликбеза 90-х сменился потребностью в копировании эффективных бизнес-моделей и их имплементации на отечественную почву. И вот здесь ментально и экономически новый российский топ-менеджмент оказался незаменим. Президентом может быть иноземец, но все замы будут наши — из числа тех, кто хорошо понимает иностранный образ мышления и новый технократический стиль менеджмента, пришедший вместе с цифровой революцией.