Свобода, равенство, параллельный импорт: куда движется рынок e-сommerce в России
Объемы бизнеса маркетплейсов ежегодно растут в разы, а уход международных брендов с российского рынка и переход к параллельному импорту ряда товаров неизбежно приведут к перетеканию еще большей доли спроса из офлайна на крупные универсальные площадки. При этом независимые игроки в e-commerce останутся — они будут осваивать более узкие, специализированные товарные ниши, считает директор Тинькофф eCommerce Илья Кретов.
Уход крупных международных брендов и ретейлеров из России превратил наш рынок e-сommerce в частично изолированную систему. Тем не менее нельзя сказать, что с весны 2022 года у нас появился какой-то особенный и уникальный «свой путь». Если вы хотите заглянуть в будущее онлайн-ретейла в России, по-прежнему советую внимательно смотреть на происходящее за пределами страны. По моим наблюдениям, от остального мира нас отделяет семилетний разрыв: крупнейшие отечественные игроки сегодня представляют собой Amazon образца 2015 года — масштабную структуру с политикой активной экспансии вширь.
Как любая эволюция, развитие рынка e-сommerce сопровождается тектоническими сдвигами, связанными с освоением новых технологий. Важнейший из них связан с трафиком: площадки научились его привлекать, теперь надо сохранить и заставить работать на продажи. Ситуация осложняется тем, что трафик стремительно дорожает на фоне увеличения количества селлеров (в 4,6 раза за 2021 год, по оценкам Тинькофф eCommerce) и отключения иностранных рекламных платформ, таких как Google Ads. Какие технологические решения будут использоваться на рынке, чтобы восполнить эту брешь? И смогут ли тут независимые продавцы угнаться за гигантами e-сommerce или технологическая демократия недостижима?
Маркетплейсы в поисках ниши
Уход международных брендов с рынка России и переход к параллельному импорту ряда товаров неизбежно приведут к перетеканию еще большей доли спроса из офлайна на крупные универсальные маркетплейсы, где такие товары появляются в первую очередь. И, безусловно, крупнейшие маркетплейсы на волне этого дополнительного спроса будут пытаться охватить все больше ниш. В то же время пока что незаметно для массового потребителя набирает силу противоположный тренд — вертикализация категорий, то есть появление маркетплейсов «не для всех».
На помощь истинным ценителям кроссовок, винила, велосипедов приходят специализированные маркетплейсы, где покупателям обеспечат определенный уровень сервиса. В России таких платформ пока не слишком много, крупнейшими можно считать Lamoda и Flowwow, зато в США счет идет на десятки — Discogs, Farfetch, StockX, Wayfair, Chairish, Swappa и другие площадки.