Светлое будущее без плана и сметы: что скрывается за типичной российской стройкой
В России строят быстро, отчаянно, в три смены и вопреки обстоятельствам и ландшафту. Архитектор и колумнист Анастасия Колчина рассказывает, как в авралах и амбициях больших архитектурных и девелоперских проектов отражаются свойства и привычки российской власти
Отношения архитектуры и власти исследованы вдоль и поперек (главным образом со стороны власти). И римские императоры, и русские князья, закладывая города, создавали военные укрепления, стремясь поддерживать определенный порядок на определенной территории (с точки зрения вечности не так уж важно, какой именно порядок, важно, что города и поселения — оплот власти). Архитектура — это тоже выступающий против хаоса порядок (с точки зрения вечности не так уж важно какой — классический ордер или модернистские параллелепипеды).
Советские строители, почти в каждом из 1117 городов России оставившие проспект Ленина и площадь Свободы, надежно закрепили государственную идеологию — названия и артефакты остались даже после того, как власть сменилась. Конкурс Минстроя на благоустройство малых и исторических поселений продолжает традицию — и вот уже по всей стране появляются большие и малые скверы, набережные и площади, пытаясь придать смысл и легитимность происходящему в стране сегодня.
Анализ обратного процесса — как особенности национальной стройки влияют на власть или могут ее описывать — встречается реже. При этом стройки в современной России имеют ряд столь устойчивых и характерных особенностей, что их крайне любопытно разобрать.
Аврал
В России принято торопиться, более того, авральный режим стал само собой разумеющимся. В книге «Русская модель управления» специалист по управлению и финансам Александр Прохоров связывает это с земледельческими корнями: три летних месяца тяжелой работы в режиме 24/7 сменялись девятью месяцами относительного безделья. Но так как большие группы людей объединяются в первую очередь вокруг смыслов и мифов, тут все не так просто.
Каркас дома из бруса возводится за две недели, что не могло не повлиять на многие поколения — и вот уже экскурсоводы восторженно рассказывают о постройке церкви за неделю «без единого гвоздя». Заказчики страстно хотят чудес, и строители, которые не обещают им закончить все в заведомо нереалистичные сроки, просто не получат заказ. Национальный миф воспевает в строительстве подвиг, преодоление и свершение, а планомерная работа изо дня в день воспринимается как нечто убогое и совершенно непривлекательное.