Страховое прикрытие. Как анонимно хранить деньги за рубежом
Полис иностранного страховщика стал для состоятельных клиентов альтернативой налоговой гавани
Спрятать активы за рубежом становится для состоятельных россиян все более нетривиальной задачей. В конце мая 2018 года стало известно о массовом закрытии счетов российских клиентов в банках на Кипре — традиционно дружественной для русских денег юрисдикции, а еще зимой они потеряли другую привычную гавань — страны Балтии. Проблемы состоятельных россиян, усугубленные западными санкциями и присоединением России к Системе автоматического обмена налоговой информацией между странами (CRS), не ограничиваются потерей счетов в зарубежных банках. Еще раньше от сотрудничества с российскими клиентами начали массово отказываться брокерские и инвестиционные компании. Из-за повышенного внимания надзорных органов российские клиенты, желающие инвестировать средства за рубежом и при этом сохранить анонимность, все чаще обращаются за страховыми продуктами — в частности, полисами unit-linked insurance plan (ULIP), которые продают иностранные страховщики, рассказали Forbes участники рынка управления благосостоянием. Чем привлекают такие программы инвесторов и с какими рисками они сталкиваются?
Некуда бежать
В июне 2018-го ЦБ Кипра разослал местным банкам письмо, где потребовал избавиться от счетов офшорных компаний, учрежденных на Сейшелах, в Белизе, на Британских Виргинских островах. В директиве ЦБ Кипра содержались и новые требования к обслуживанию физических и юридических лиц. Отныне кипрские компании должны раскрывать местным банкам конечного бенефициара, предоставляя информацию в том числе о его доходах и источнике состояния. Банки вправе требовать от потенциального клиента любые документы — от копии паспорта бенефициара до его выписки по НДФЛ, а также ссылки на публичные источники, подтверждающие, что компания не является пустышкой и действительно занимается бизнесом. В отношении иностранцев действуют еще более жесткие правила: иностранное юрлицо не сможет открыть счет без наличия реальных активов, бухгалтерской отчетности и аффилированности с кипрской компанией. Письмо Центробанка Кипра, по сути, разрушило многолетнюю любовь российских миллионеров к банковской системе этого средиземноморского острова.
На севере не лучше. Еще в феврале 2018 года финансовая разведка США FinCEN выпустила доклад об отмывании денег и коррупционных схемах в банках Латвии, сделав особый акцент на деятельности второго по размеру банка в стране — ABLV. Американцы обвинили этот латвийский банк в обслуживании операций с Северной Кореей и легализации сомнительного капитала из России, Азербайджана и Украины. Угроза санкций со стороны США против ABLV привела к бегству вкладчиков, они вывели из банка порядка €600 млн. Впоследствии Европейский центробанк принял решение о его ликвидации. Разгром одного из крупнейших банков региона вынудил власти Латвии и Эстонии объявить крестовый поход против серых капиталов из России. Страны прорабатывали возможность конфискации активов у подозрительных клиентов и введения запрета на использование фиктивных компаний.
Отказываются от работы с русскими и брокерские дома. Как выяснил Forbes, в рейтинге лучших брокеров США в 2018 году, составленном порталом Barron’s, только три компании из 19 готовы открыть счет резиденту России — Interactive Brokers, Lightspeed Trading и принадлежащая ГК «Финам» Just2Trade. В отличие от российских брокеров они не берут на себя бремя налогового агента — вопросы уплаты налогов всецело ложатся на плечи клиентов. Вместе с тем все эти компании участвуют в обмене налоговой информацией, а значит, ФНС будет знать об активах их клиентов из России. К тому же сохраняются риски принудительного закрытия действующих счетов у этих брокеров (так в свое время поступил с российскими клиентами один из лидеров рынка TD Ameritrade).