Пора включить мозг
Что делать, когда непонятно, что делать? Наш спиритуальный гуру — биолог, лингвист, семиотик и инициатор создания специализации «Психолингвистика» на базе филологического факультета СПбГУ Татьяна Черниговская — объясняет, кого возьмут в будущее. И даже рассказывает, как оказаться среди этих людей. Перенастроить свой мозг еще не поздно — и сейчас для этого самое время.
Дивный новый мир: коронавирус, кризис цивилизации и перестройка
Мы вдруг оказались в новом мире — что это для нас означает?
Это означает очень серьезный вызов: наступает полная переоценка ценностей в социуме. И совершенно ясно, что пути назад нет. Я думаю, природе — или Создателю — просто надоело то, как мы себя ведем. Когда я училась в школе, в нашем классе висел плакат: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача!»? И подпись: «Мичурин». Про этого селекционера такой анекдот ходил: «Знаешь, как умер Мичурин? С клубники упал, тут вишнями и завалило». Это, конечно, анекдот, но сюжет интересный.
Мы слишком увлеклись идеей, что человек всесилен. Настолько высоко взлетел в своем развитии, что все ему нипочем: и реки повернем, и горы свернем, и кукурузу вырастим там, где рос только хвощ. Вот нам и показали, кто на самом деле здесь хозяин. Божья кара этот коронавирус или дьявольское изобретение, но факт есть факт — эта мелкая тварь поставила на паузу весь мир.
Больше всего сейчас хочется нажать на кнопку «перемотать вперед».
Невозможно: никому не ясно, как именно он действует, вакцины не существует. Она, конечно, будет, но нескоро, и не факт, что этот вирус к тому времени не мутирует. Хорошо, а нам что теперь делать? Ведь это, между прочим, вопрос жизни и смерти. Причем жизни и смерти не только индивидуума, но и цивилизации. Согласитесь, речь идет о цивилизации!
Я волнуюсь. И что же нам делать?
Для начала, наконец, осознать, что врач — одна из главных профессий на этой планете. Врачи — не те, на ком можно срываться или платить им по три рубля. Люди, которые нас спасают, находятся на фронте, причем на его передовой, заражаются сами или становятся носителями вируса. И ученый, конечно. В борьбе с таким злом нужны профессиональные знания самого высокого уровня. Причем не только вирусологов и эпидемиологов. Пока они решают, как лечить, мы задаемся другим вопросом: а как учить?
Дистанционно?
Да, все наши студенты переведены на онлайн-обучение, которое, оказывается, отнимает чуть ли не в два раза больше времени у всех. Казалось бы, что такого — включил zoom и учишься. Но так просто это не работает. Раздражены все. Преподаватели дают огромные задания, чтобы компенсировать отсутствие живого общения. Бедные студенты, истосковавшиеся по живому общению — они мне сейчас такие письма трогательные пишут! — ото всех получают гигантский объем материала, который просто не в состоянии переработать. Но ничего, пусть трудятся, это не вредно. Тем, кто в университет шел за знаниями, а не наряды выгуливать, очень даже полезно.
Онлайн-обучение оказалось неэффективным?
Вовсе нет. Как и в любом деле, эффективность зависит от качества подготовки. Например, на наш новый бесплатный двуязычный онлайн-курс СПбГУ «Нейролингвистика» на образовательной платформе Coursera записались на этот день 39220 человек! Хорошо, что мы успели его доделать как раз до вынужденных каникул. Поначалу я, конечно, отбивалась всеми четырьмя копытами от идеи делать такой курс, потому что знаю, сколько усилий стоит сделать подобный проект хорошо. Но я довольна результатом. Несколько месяцев над ним работала профессиональная университетская команда: звукооператоры, редакторы, режиссер. Благодаря моим научным и дружеским связям, лекции по всем областям нейролингвистики, например, о дислексии, о том, как дети обучаются первому и второму языку, о том, как мозговые механизмы обеспечивают язык, читают не только наши специалисты, но и известные в своих областях профессора из Америки, Норвегии, Финляндии. И курс получился очень красивым — над ним работала компьютерный дизайнер Ардак Муканова, выпускница факультета искусств СПбГУ, деканом которого является Валерий Гергиев. Там мозги на картинках крутятся, пояснения появляются, зоны выделяются — очень здорово!
Есть, конечно, обратная сторона у дистанционных занятий — драйв не тот, что при личном общении. Особенно у преподавателей такого типа, как я, которые, скажем так, ведут себя живо... Эту живость нельзя передать дистанционно. Я же вижу, что в аудитории происходит: заражаются все! Это тоже вирус, но полезный: глаза горят, эмоции через край — на расстоянии такое не делается. Студенты на этом интересе наукой начинают заниматься, в лабораториях с выпученными глазами эксперименты ведут — серьезные вещи делают, не игрушки.
Вас все равно будут слушать, хоть онлайн, хоть офлайн.
А здесь мы и сталкиваемся с мощным вызовом, который цифровой мир бросает вузам. Представьте, у вас есть выбор: слушать онлайн-курс, подготовленный мировыми звездами из Гарварда, Оксфорда или Массачусетского технологического, МГУ и СПбГУ или офлайн-лекции преподавателя с незамутненным сознанием, который сорок лет читает одно и то же, еще и давно устаревшее. Давайте честно, что вы выберете? Понятно что. А что будут делать остальные университеты? Куда денутся эти преподаватели?
Итак, нас ждет перестройка системы образования.
Колоссальная! И не только системы образования, а абсолютно всех сфер. Впереди «чудесное» — в кавычках — время. Перестройка! Мне вообще лучше молчать и не давать интервью, а то все сбывается. В интервью вам же, в «Собака.ru» в октябре 2019-го я сказала: «Миру нужен психиатр». А эта фраза стала крылатой. Я давным-давно вижу все признаки психической болезни общества: проработав лет пятнадцать на научаной базе Академии Наук в психиатрической клинике, я кое-что в этом понимаю. Откройте учебник психиатрии для медсестер, там все эти диагнозы перечислены: депрессии, маниакально-депрессивные синдромы, галлюцинации — перед ними стол, а они утверждают, что туманность Андромеды...
Это вы сейчас про фейк-ньюс!
Я, конечно, выражаюсь метафорически, но да: ты видишь одно, а тебе рассказывают, что это совсем другое. Что это, если не галлюцинации?
К пандемии коронавируса нас привела гордыня
Как мы вообще попали в этот новый мир?
В нашем мире стало доминировать право сильного, право двора: у кого кулак побольше, тот и выиграл. Стоило развиваться великой человеческой цивилизации, создавшей немыслимые шедевры, чтобы в итоге дело кончилось тем, что «я хозяин, потому что я сейчас тебе дам в лоб!»?! Это касается как отношений между людьми, так и отношений между странами. Не может жить мир, в котором политические деятели высокого ранга до чего-то договариваются, а утром сообщают, что передумали. Должны быть правила. Юрий Михайлович Лотман писал: «Культура — это система запретов». От простых «не сморкайся за обедом» и «не толкайся локтями» до сложных этических принципов. И эти этические принципы оказались разрушены. Кулак против культуры. Если ценность старого мира в том, что важнее тот, у кого губная помада дороже, тогда поделом ему и досталось.