Cвят, свят
Григорий Константинопольский переосмыслил «Американского психопата» в славянских традициях в фильме «Русский бес» — и получил приз «Кинотавра» за режиссуру
Главный герой «Русского беса» — художник Святослав, он же Свят, который мечтает жениться на дочери банкира Асе, открыть ресторан с БДСМ-интерьерами и портретом Сталина на стенах и борется с коррупционерами кровавыми методами. Как вы для себя формулировали, чем картина удивит?
Я придумал, что это будет фильм-перевертыш по отношению к «Американскому психопату» (сатирическая драма с Кристианом Бейлом о финансисте с Уолл-стрит, который начинает убивать. — Прим. ред.). В той картине чувак мочит всех и страшно боится себя самого, а потом оказывается, что это было только в его воображении, а все яппи вокруг — такие же убийцы, как и он. Я решил сделать по-другому. Пусть будут шуточки, смех, фейк — никто не следит, что говорит, и не верит в это. Но случается так, что словоблудие превращается в кошмарную реальность. По-моему, ничего так аттракцион.
В фильме играет множество известных актеров от Ивана Макаревича и Любови Аксеновой до Ксении Раппопорт и Юлии Ауг. А как вы проводили кастинг? Вряд ли это были традиционные пробы.
Есть понятие — «предыдущий успешный фильм». У меня таким был сериал «Пьяная фирма», в котором снялись Елизавета Боярская, Михаил Ефремов, Евгений Цыганов, Аня Михалкова и многие другие. С одной стороны, актеры сбегаются к успеху, как мотыльки летят на свет, а с другой — у меня снималось очень много друзей: мы просто любим друг друга. Я звонил, предлагал роль в «Бесе», и все соглашались.
Сценарий «Русского беса» у вас был готов в 2011 году. В какой момент стало понятно, что ждать больше нельзя и надо снимать, даже при отсутствии средств?
Не надо преувеличивать возможности для маневра, которые есть у российских режиссеров. Или даже конкретно у меня. Ты делаешь кино, когда есть хотя бы малейший шанс. Я мог бы назвать как минимум пять наших топ-авторов, которые сказали бы о себе то же самое. В России не принято поддерживать авторское кино. Минкульт дает деньги каким-то продюсерам, но я об этих людях ничего не слышал (а я знаком почти со всеми). Они выпускают по два-три фильма в год, которые никто не видел. Это само по себе уже многое говорит. А вот эти пять топ-режиссеров — они сидят и годами надеются, что им дадут (подадут) на кино. И я ждал — мы с женой уже начали обсуждать вариант снять этот фильм на телефон. Он бы все равно получился, потому что в истории есть энергия, способная понравиться зрителю. Хороших идей ведь не так много, и они все носятся в воздухе. Побеждает тот, кто реализует их первым. Все сравнивают «Русского беса» с фон-триеровским «Домом, который построил Джек», хотя фильмы, конечно, совсем разные. Я, естественно, не мог знать о планах гуру, так как фильмы вышли одновременно.