Куда катится UBER?
Первая оценка банками компании шеринговой мобильности оказалась сенсационной. В ее пользу сыграли сила бренда, лидерство и диверсификация. Но и вопросы остаются серьезные, ведь до прибыли еще далеко.
Сто двадцать миллиардов долларов. Вот первая монструозная оценка, которую Goldman Sachs и Morgan Stanley, два деловых банка, уполномоченные Уоллстрит производить такие операции, дали Uber. Чтобы было понятнее, укажем, что по их подсчетам лидер райд-хейлинга стоит дороже FCA (капитализация $31,8 млрд), Ford ($35,1 млрд) и GM ($45,3 млрд) вместе взятых.
Попытка двух гигантов вырвать максимальную комиссию при IPO, присвоив компании не совсем рыночную оценку? Авансы в счет будущего развития шеринговой мобильности? Или же типичный для Кремниевой долины «перегрев»? Первая гипотеза пользуется наибольшей популярностью среди аналитиков рынка. Цифры-то не врут: Uber, согласно информационному проспекту к облигациям на $2 млрд, размещенным в 2018-м, не будет прибыльным в ближайшие три года, а 2018-й финансовый год закончит с выручкой максимум $11 млрд ($7,7 млрд в 2017-м). Из оценки в 120 млрд следует, что компания стоит почти в 11 раз больше, чем получает денег, что вдвое выше, чем у фирм, чьи акции торгуются на фондовой бирже Nasdaq — в среднем их стоимость превышает выручку в 4,8 раза. Однако Goldman Sachs и Morgan Stanley в первом приближении взяли за ориентир GrubHub. Эта компания по доставке еды оценивается на Уоллстрит в 11 раз дороже, чем получает денег, но — и это важное отличие — она уже прибыльна. Помимо сопоставления со сравнимой компанией (или псевдосравнимой, учитывая принадлежность к иному сектору), на руку Uber, по мнению двух авторитетных банков, сыграла дорога диверсификации, по которой решил идти глава Uber Дара Хосровшахи. Он якобы намерен распустить подразделение беспилотного вождения, сжирающего много ресурсов и несущего сильные риски для бизнеса, и уделить особое внимание UberEats, приложению по доставке еды, которое вскоре может стать прибыльным и уже сегодня получить оценку в районе $20 млрд.
Кроме того, Uber действует в 65 странах мира (в противовес менее крупному конкуренту Lyft, что тоже готовится к высадке на Уолл-стрит под режиссурой JP Morgan и Credit Suisse, при выручке $563 млн за третий квартал и убытком в $254 млн, который действует только в США и концентрируется на райд-шеринге и поэтому должен довольствоваться более низким числом ценных бумаг, подлежащих продаже), имеет в распоряжении больше средств и принимает участие в других компаниях шеринговой мобильности, таких как Grab и Didi. «Не в первый раз фирма из Кремниевой долины без крепкой истории и единого доллара прибыли предлагается на