Смерть от эффективности: как внедрить KPI и не навредить бизнесу
Почему признанный во многих развитых странах метод оценки эффективности труда не работает в России? На этот вопрос отвечает управляющий партнер и сооснователь консалтинговой компании РМ ТЕАМ Марина Вишнякова, автор книги «KPI. Внедрение и применение», отрывок из которой публикует Forbes.
Марина Вишнякова — управленец с более, чем 25-летним стажем. Основываясь на сотнях проектов, с которыми ей довелось работать, автор подробно объясняет, что представляет собой популярный на рынке метод оценки продуктивности труда — KPI, и дает пошаговую инструкцию, как эффективно внедрить его в своей компании. Книга, опубликованная издательством «Питер», содержит практические советы по мотивации сотрудников и управлению персоналом, а также дает ответ на вопрос, почему KPI до сих пор не прижился в российских компаниях.
Формулы и рецепты
Весь мир советов, практик, методик и опыта можно разделить на две части: формулы и рецепты. Формула точно ориентирует в действиях, поскольку известны все составляющие и операции, которые с ними надо произвести, чтобы получить гарантированный по количеству и качеству результат. Смешали кислоту и щелочь — получили соль и воду в остатке. При этом количество и качество полученного будет определяться количеством и качеством смешиваемого. В рецепте тоже указываются основные ингредиенты и пропорции их смешивания, но итог весьма сильно зависит от условий среды и личностей участников процесса — возникает больше свободы в действиях, но и результат не гарантирован. Мы хорошо чувствуем эти особенности на себе, когда выбираем ресторан не только по близости к дому и уровню цен, но и по гарантированному качеству приготовляемых там блюд. Даже если эти блюда известные — например, борщ или шашлык, — мы, единожды попробовав, быстро поймем разницу между одними и теми же наименованиями блюд, но разным их исполнением руками разных поваров.
В управлении предприятием формул немного. Преобладают рецепты. Один и тот же инструмент очень по-разному реализуется разными управленцами. И результаты применения тоже сильно отличаются, находясь в большой зависимости от конкретного исполнителя. Увлеченность какими-то конкретными инструментами необходима для их успешного внедрения и использования, однако она не должна быть во вред. Не стоит приписывать некому инструменту (являющемуся просто формой управления, но не сутью менеджмента как такового) самодостаточных магических свойств. Частая история многих российских предприятий, которой вряд ли стоит гордиться, — покупка на рынке дорогостоящего программного обеспечения в надежде, что дальнейшее «впихивание» реального бизнеса в эту форму поможет быстро отстроить его «по-правильному». Мол, сама система «не позволит косячить». Это опасное и затратное заблуждение.
Востребованность инструмента KPI породила массу мифов. Вполне предсказуемо наиболее популярен миф о том, что достаточно внедрить «волшебную» систему KPI на предприятии, и весь хаос сам собой рассосется — безо всяких усилий со стороны руководства. Поэтому и некорректных предложений (купить некий автоматизированный продукт, уже настроенный на ввод в него KPI из прилагаемого списка, — и все будет хорошо навеки) на рынке очень много. Прежде, чем начинать внедрение довольно дорогостоящего и хлопотного метода, рекомендуем провести самодиагностику предприятия на предмет готовности к этому процессу (а заодно и диагностику продавцов метода — на предмет корректности предложения).