«Школа должна готовить к жизни»: как устроено лучшее частное образование России
Forbes Life задал 12 важных вопросов о школе, воспитании детей и образовании двум протагонистам самого современного и самого традиционного частного образования в стране — бизнесмену Вадиму Мошковичу, создателю школы «Летово», и президенту Федерации еврейских общин России, раввину Александру Бороде
Три года назад миллиардер Вадим Мошкович открыл частную школу «Летово» с целью создать одну из лучших школ в мире. По результатам экзаменов Дипломной программы Международного бакалавриата (IB DP) этого года, средний балл выпускников «Летово» — 43, при общемировом среднем балле 33. Для сравнения: лидер прошлогоднего рейтинга, сингапурская школа Anglo Chinese School показала результат в 42 балла, а британская King’s College School-Wimbledon — 41,7. Пять учеников «Летово» набрали максимальные 45 баллов. Ведущие мировые вузы сделали 145 предложений выпускникам школы.
Запланированный бюджет «Летово» в новом учебном году — 1,8 млрд рублей (в 2018 году школа начинала с бюджетом около 560 млн рублей). Эндаумент школы, созданный еще на этапе проектирования (7,9 млрд рублей), на сегодняшний день составляет 80 млрд рублей. Среди попечителей и меценатов «Летово» — участники списка Forbes Александр Тынкован, Александр Светаков, Роман Троценко, дочь Геннадия Тимченко Ксения Франк.
Еврейские общеобразовательные школы стали открываться в России в начале 1990-х на волне возрождения еврейской общинной жизни. Активное развитие структуры школ началось в конце 1990-х-начале 2000-х. Образовательные учреждения при Федерации еврейских общин России не публикуют рейтингов успешности своих учеников, однако учить своих детей в 30 школах и 29 детских садах и в Еврейском университете с двумя кампусами, мужским и женским, стремятся многие семьи. Есть стипендии и дотации меценатов и попечителей, — образование считается приоритетной ценностью традиционного еврейского уклада жизни.
О том, как современная школа, традиционная и новаторская, адаптируется к изменениям, происходящим в обществе, в чем ценность образования в 20-х годах XXI века, Forbes Life рассказали президент ФЕОР Александр Борода и создатель школы «Летово» Вадим Мошкович.
— Образование или воспитание?
Александр Борода: Образование невозможно без воспитания. Образование и воспитание — это две руки одного тела. Образование — это передача ребенку некого набора знаний и навыков. А воспитание — это прививание морально-нравственных ценностей и неких принципов, которые ребенок впоследствии будет использовать. Я не считаю, что мы имеем право решать, что важнее, образование или воспитание. Это две неотъемлемые части единого процесса.
Вадим Мошкович: Функция воспитания — одна из ключевых функций школы. Ценности школы большими буквами написаны у нас на стенах. Исходя из приверженности этим ценностям мы оцениваем успехи ребенка и ведем коммуникации с ребенком и родителями.
Школа работает не только с детьми, но и с родителями. У нас действует система наставничества. И все родители на связи. Есть и чат, и сайт.
— Какие права есть у современного ребенка?
Александр Борода: Права современного ребенка определяет Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН. Права детей — это возможности и условия для раскрытия интеллектуального, творческого, человеческого потенциала. Поэтому дети вправе требовать от школы, чтобы она подошла к каждому ребенку индивидуально, не формализовывала процесс обучения, не стандартизировала всех детей, а давала им возможность раскрыть свой потенциал и стать в итоге не только полноценным, но может быть одним из ярких членов общества.
Если права ребенка выражаются в том, что авторитет учителя сведен к нулю, то страдает от этого, прежде всего, ребенок
Сейчас стало популярным говорить о праве ребенка, ниспровергать авторитет взрослого, опротестовывать мнение учителя и подавать в суд на родителей. Если у нас права ребенка выражаются в том, что авторитет учителя сведен к нулю, то страдает от этого, прежде всего, ребенок. Такие права, на мой взгляд, разрушают систему и образования, и воспитания. Это неприемлемо в иудаизме, где авторитет учителя иногда ставится выше, чем авторитет отца. Отец дает физическую жизнь, а учитель — духовную. Духовная жизнь важнее, чем физическая.
Вадим Мошкович: У нас существует школьное самоуправление. Дети выбирают представителей направлений, которые поднимают актуальные вопросы, отстаивают позицию при взаимодействие со школой, учителями, с академическим блоком и неакадемическим. Наверняка, не все вопросы решаются так, как хотелось бы детям.
Это инструмент обучения детей, умения отстаивать и выражать свою точку зрения. Это процесс формирования навыков коммуникации, лидерских позиций. Развитие «мягки навыков», soft skills позволяют отстаивать позицию в мини-обществе, где действуют свои ценности, законы и права.