Шипучий кумир Америки: история «Coca-Cola»
Вот уже 120 лет этот газированный напиток считается одним из символов Америки. А его название – «Кока-кола» – остается самым дорогим брендом мира.
Сенсация рванула с мощностью атомной бомбы. 19 апреля 1985 года председатель совета директоров Coca-Cola Company Роберто Гойсуета и ее президент Дональд Кихо известили СМИ о предстоящей пресс-конференции. Ее цель была сформулирована интригующе: самое значительное нововведение на рынке безалкогольных напитков за все время существования фирмы.
Бомба из Атланты
Через четыре дня в нью-йоркском Линкольн-центре собрались две сотни репортеров, фотографов и телеоператоров, к которым по спутниковой связи присоединились коллеги из Лос-Анджелеса, Чикаго, Атланты, Хьюстона и Торонто. Не обошлось без утечек информации: накануне и газеты, и радио, и телевидение поведали, что скоро в продаже появится кока-кола, приготовленная по модифицированному рецепту. А в день пресс-конференции, когда и началась история Coca-Cola, 22 апреля, президент PepsiCo Роджер Энрико в специальном письме сообщил подчиненным о всемирно-исторической победе над извечным конкурентом. Наши соперники, писал Энрико, решили убрать с рынка свой фирменный продукт и заменить его новым напитком, по вкусу напоминающим пепси. По этому случаю Энрико объявил пятницу нерабочим днем. Он также сделал из этого блестящий рекламный ход, опубликовав свой циркуляр в газетах.
Слухи не соврали. Топ-менеджеры компании Coca-Cola заявили, что прославленный напиток подлежит замене, пообещав, впрочем, что «диетическая» версия с заменителями сахара останется прежней. Гойсуета выразил уверенность, что триумф модифицированной версии гарантирован: «Мы всегда были лучшими и стали еще лучше».
Для столь оптимистического прогноза имелись все основания. В последние годы маркетологи Coca-Cola били тревогу по поводу усиления позиций PepsiCo, которая в середине 1980-х быстро нагоняла соперницу на распивочном фронте. Многочисленные опросы показывали, что вкус пепси импонирует пусть скромному, но все возрастающему количеству потребителей. По инициативе Гойсуеты техотдел компании изменил рецептуру кока-колы и провел немало испытаний, участникам которых предлагали «вслепую» попробовать обе коки и пепси и оценить их вкус. Большинство дегустаторов высказалось за новую версию кока-колы.
Народный гнев
А дальше ход событий принял неожиданный оборот. На штаб-квартиру бренда, согласно истории Coca-Cola, обрушился шквал протестов — жители США в категорической форме требовали не лишать их любимого напитка. Число одних лишь частных писем превысило 40 тысяч, и деликатностью они не отличались (один разгневанный гражданин даже заявил, что лучше бы представители фирмы сожгли у его дверей звездно-полосатое знамя). Coca-Cola получила также 557 коллективных петиций с 28 138 подписями и более 400 000 телефонных звонков.
Нельзя сказать, что покупатели невзлюбили новый продукт, он продавался неплохо, и немногие были способны различить на вкус обе версии. Даже житель Сиэтла Гай Маллинз, организовавший шумную кампанию за возвращение старой доброй коки, на поверку оказался никудышным дегустатором. Американцев возмутило само покушение на национальный символ, каковым для них давно стала кока-кола. И руководители фирмы вовремя это поняли. 11 июля Гойсуета и Кихо прилюдно извинились перед соотечественниками (чего до тех пор не делала ни одна крупная американская корпорация!) и заверили, что на рынке опять появится прежний напиток — под названием Coke Classic.
Как же случилось, что обычный прохладительный напиток оказался предметом массового преклонения?
Рождение шедевра
Джон Стит Пембертон был коренным южанином, жителем Джорджии. Два года он обучался в Южном ботанико-медицинском колледже, где прошел не самые скверные по тем временам (для Америки, а не для Европы) курсы фармакологии, ботаники и химии. Позднее он торговал в Коламбусе лекарствами, красками и парфюмерией, в офицерском чине воевал с северянами, а в 1870 году поселился в Атланте. Пембертон увлекался изобретением лекарственных снадобий, даже придумал нашедшее сбыт средство от крупа, которое принесло ему несколько тысяч долларов прибыли. После этого Пембертон занялся более серьезным бизнесом.
В середине XIX века европейские офтальмологи и ларингологи начали использовать для местной анестезии во время операций спиртовую настойку листьев Erythroxylon coca, вечнозеленого южноамериканского растения из центральных Анд. В скором времени немецкие химики Фридрих Гадке и Альберт Ниман выделили из коки активный алкалоид, который Ниман назвал кокаином. В 1863 году французский фармацевт Анджело Мариани смешал экстракт коки с красным бордосским вином и пустил это снадобье в продажу для врачевания «усталости духа и тела». Благодаря умело поставленной рекламе оно принесло своему создателю мировую славу и гигантские доходы (его считают первым человеком, сделавшим на кокаине миллионное состояние). «Вином Мариани» восхищались Генрик Ибсен, Эмиль Золя, Жюль Верн, Роберт Стивенсон, Артур Конан Дойль, ему посвящали музыку Жюль Массне и Шарль Гуно, его пили английская королева Виктория, испанский монарх Альфонс VIII и папа римский Пий X, им подкреплялись и при российском императорском дворе. В соответствии с рекомендацией Мариани ежедневно нужно было выпивать три бокала, в которых содержалось около ста миллиграммов чистого кокаина, доза отнюдь не маленькая. Коварный напиток повсеместно запретили к продаже лишь в годы Первой мировой войны.