Отрывок беседы с миллиардером Алексеем Мордашовым

ForbesБизнес

«Сейчас испытываем нехватку то одного, то другого миллиарда»: Алексей Мордашов о богатстве, работе по 12 часов, ошибках и диете

28 марта в отеле «Метрополь» состоялась встреча Forbes Club с владельцем «Северстали». Мы публикуем отрывок беседы с миллиардером

Николай Усков, Всеволод Дубин, София Киселева, Нинель Баянова, Ярослав Бабушкин

snimok_ekrana_2019-04-03_v_16.24.55.png__1554301732__73024.png

Алексей Мордашов был на первой обложке российской версии Forbes в 2004 году. Спустя 15 лет, одним из главных героев юбилейного номера вновь стал владелец «Северстали». В интервью редакционному директору Forbes Николаю Ускову миллиардер поделился секретами вечной молодости, рассказал о мотивации работать по 12 часов в сутки и об отношениях с детьми.

Алексей Александрович, если посмотреть на обложки Forbes 2004 и 2019 годов, вы сильно помолодели.

Ой, спасибо!

Я бы хотел начать с этой несерьезной темы. Что вас мотивировало — любовь, кризис среднего возраста? Как вы добились и почему?

Во-первых, спасибо за приглашение! И спасибо за такой устойчивый 15-летний интерес Forbes к моей скромной персоне и к нашей замечательной компании. А что касается внешнего вида, ответ, наверное, очень простой: хочется быть лучше. Очень много вызовов, которым нужно противостоять, а для этого нужна физическая сила и выносливость. И когда начинаешь работать над собой последовательно и четко, получается побочный результат, который вы сейчас описали. Как-то специально я внешностью не занимался вне всяких сомнений, но постоянная работа над повышением работоспособности и привела к этому.

Как часто вы занимаетесь спортом?

Это очень зависит от ситуации, но у меня есть некая норма, которой я стараюсь придерживаться, некое количество часов, некое количество упражнений, которое в неделю я должен сделать. И я, несмотря на все обстоятельства, стараюсь их делать.

А диета есть какая-то?

Да. Наверное, нельзя назвать это именно диетой, но определенные ограничения есть, причем их довольно много. Очевидно, что если я буду пить пиво и есть сосиски, то быстро вернусь обратно к тому состоянию. Поэтому я достаточно избирательно подхожу к еде. Это, кстати, не очень сложно, если настроиться. Меня время от времени спрашивают на эту тему, как-то меня спросил сотрудник: «Говорят, вы открыли секрет вечной молодости». Я сначала не знал, что ему сказать, а потом задумался, что в известной степени, может быть, и открыл, и он очень простой. Могу поделиться.

Да, конечно. Тут все немолоды…

Да, и это, кстати, одна из частей ответа на ваш вопрос, поскольку надо что-то делать с этим, чтобы просто дальше как-то продолжать ту работу по созданию стоимости, которую все мы ведем. Очень простой рецепт: это, конечно, благодарение Богу и генетике, и постоянная работа над собой. Но вот что я обнаружил, еще более важное, когда ты начинаешь практиковать последнее, то быстро обнаруживаешь и первое — благодарение Бога и хорошую генетику. Просто надо работать над собой, вот, собственно, и все.

Вы работаете над собой не только в плане внешности, да? Как вы себя мотивируете, что вами движет сегодня?

Я задумывался на эту тему и задумываюсь регулярно, и прихожу к следующим для себя ответам. Первое: я не знаю, что меня мотивирует. Нет ничего такого внешнего, например, деньги или слава, что еще может быть классическим мотиватором для меня. Есть какой-то внутренний драйв: ты почему-то делаешь это, потому что не можешь иначе. По моему ощущению, это, может быть, единственный правильный мотиватор для человека, если он хочет добиваться высоких результатов и целей. Я прочитал недавно фразу Рокфеллера: «Если вы хотите заработать деньги, то у вас их никогда не будет». Может быть, в этом что-то есть. Ты должен хотеть непонятно почему, но просто внутреннее хотеть создания стоимости, каких-то успехов, каких-то продвижений вперед, и тогда это тебя заставляет двигаться всегда вперед.

Я постоянно задаю себе вопрос: где я отстал, что надо делать? Пытаюсь как-то развиваться, учиться, куда-то ездить, с кем-то встречаться, разговаривать. Не могу сказать, что я сильно преуспел в этом, но пытаюсь. Мне очень помогают мои коллеги, они тоже время от времени что-то находят, какие-то идеи приносят, и они время от времени ставят меня перед всякими вызовами, и это заставляет двигаться вперед.

Попав в эту колею, ты уже чувствуешь, с одной стороны, этот внутренний драйв, а с другой стороны, ощущение, что ты уже из нее не можешь выпрыгнуть без каких-то чрезвычайных потерь. Наша жизнь так динамична и так напряжена, что тебе все время нужно оставаться конкурентоспособным, а для этого нужно встречать новых людей, искать новые идеи, соприкасаться с какими-то новшествами. Не могу сказать, что я очень хорошо это делаю и у меня какая-то замечательная система, но я все равно стараюсь придумывать себе какую-то конкуренцию, какие-то вещи, которые нужно изучить. К своему стыду, книг я почти не читаю, все больше какие-то дайджесты, статьи.

Я стараюсь систематически практиковать и могу кому угодно посоветовать думать, что называется, out of box. Если вы металлург, машиностроитель, занимаетесь ретейлом или золотом, очень важно читать, смотреть, думать про многое другое. Причем не обязательно про другие индустрии, а про другие части жизни, про культуру, искусство. Все правильные идеи, как показывает практика, появляются на стыке чего угодно. И очень важно понимать, что думают люди, куда идет мир, что происходит в целом.

А за чем вы сейчас следите? У вас есть какая-то страсть?

Хотите военную тайну какую-то выведать, да?

Ну, нам же интересно… Хочется столько же денег, сколько у вас.

Это можно, да. Должно еще повезти сильно, конечно. Я сейчас слежу за темами, связанными с диджитализацией. Есть очень интересные современные тренды, которые влияют на все: на то, как мы едим, одеваемся, путешествуем, делаем бизнес-проекты. Это цифровизация, обмен информацией, интернет; роботизация обещает много всяких неожиданностей; то, что связано с самоуправляемыми машинами, новыми средствами транспорта. Диджитализация сейчас очень популярный топик, об этом только ленивый не говорит, но изменения в социальной жизни менее остро обсуждаются менеджерами и предпринимателями, а они могут оказать на нас большее влияние.

Способ, которым мы управляем людьми и взаимодействуем друг с другом на работе и в жизни, мне кажется, меняется и будет очень сильно меняться. И вот для нас, для нашей компании, я считаю, один из главных вызовов — воспользоваться возможностями и избежать рисков, которые это несет. Мы все, я, в частности, вырос в огромной индустриальной компании, которая, по сути, повторяла культурную парадигму начала XX века. Помните, Форд как-то сказал, что клиент может получить у него автомобиль любого цвета, если этот цвет черный. Это было реализовано абсолютно ярко — не только в отношении маркетинга, но и в отношении людей на знаменитых фабриках Форда, которые были суперуспешными и в свое время сделали огромный шаг вперед по сравнению с той эпохой. Но для того времени был типичен механистический подход к определению места и роли человека в процессе производства. Это были биороботы на конвейере, биороботы в офисе. Рассказывают легенды о том, что у Форда был кабинет в лифте со стеклянной стеной, и он ездил между этажами здания и смотрел из лифта, как работают клерки. И сам Форд пишет, что у него был в компании дурак, задачей которого было – читать инструкции. И вот пока он не поймет эти инструкции, они не запускались в работу. Считалось, что, если уж он понял, все остальные тоже поймут.

Это такая очень яркая квинтэссенция того, что ушло в прошлое. Но элементы этого ведь остались по сей день. И в нашей компании, боюсь, тоже, и во многих компаниях в этом мире. Но это больше нерелевантно. И будет побеждать тот, кто по-другому построит внутреннюю культуру, в том числе огромных, старых, индустриальных корпораций типа «Северстали», металлургических или машиностроительных. Насколько мы готовы, насколько мы понимаем это? Это же огромные изменения в сознании людей, в отношении к жизни. Вот это очень интересно.

Я наткнулся на такую интересную цитату. Дэвид Роуз, автор бестселлера об английском инвестировании, говорит, что любая компания, которая была успешна в XX веке, обречена на провал в XXI. Вы с этим согласны?

И да и нет. Поясню. Да — ровно в том смысле, о котором я сейчас пытался говорить. То, что было успешным в прошлом веке, не только в начале прошлого века, но и в конце, похоже, перестает быть источником конкурентного преимущества и успеха.

Даже в такой консервативной области, как сталь?

Вне всяких сомнений. Мы пригласили одну известную российскую компанию — не хочу называть имена, которая работала и у нас, и у других крупных металлургических заводов. Она занималась аналитикой больших данных в области расхода ферросплавов в сталелитейном производстве. Так вот она брала большой массив данных, обрабатывала это классическими методами и выдавала рекомендации, которые позволяют на 9% снизить расход ферросплавов. Это не единственная и, наверное, не самая большая статья наших расходов, вне всяких сомнений, но это хороший пример, как из ничего рождается что-то. Тот, кто не будет этого делать, не преуспеет.

Целью нашей стратегии во многом является не снижение расхода ферросплавов и совершенствование себестоимости, хотя, конечно, мы должны оставаться конкурентными и по издержкам, это один из наших несомненных приоритетов. Главный наш фокус — быть более клиентоориентированными, только за счет этого мы видим возможность создать высокую стоимость в нашем очень конкурентном секторе, где создать и удержать конкурентное преимущество долгосрочно практически никто пока не может.

Как мы собираемся это сделать? Мы хотим быть настолько полезными нашему клиенту, чтобы он хотел оставаться с нами всегда. Это не только в металлургии, но и в любом другом секторе. А как этого добиться? Нужно людей как-то выстроить, найти такие методы, чтобы наши люди все — от тех, кто работает с клиентами, до всех наших рабочих, были вовлечены в это искренне и заинтересованы постоянно. Это означает, что нужны другие отношения между людьми. Нам нужна внутренняя коммуникация, и мы хотим опереться на опыт социальный сетей.

Вы спросили меня, процитировав Роуз, имеют ли компании из XX века шансы в XXI веке. Сначала ответ — нет, если они остаются теми же самыми. Но в принципе, компании, которые были успешны в XX, вполне имеют шансы быть успешными в XXI, если они перестанут быть теми, какими были в XX, и станут другими. Если мы станем другими, у нас есть прекрасные шансы на успех. Мы очень уверенно смотрим в будущее, несмотря на огромное количество рисков и вызовов, с которыми сталкиваемся.

Клиентоориентированность, создание совершенно новой культуры. Что-то еще или это главное?

Это главное, поскольку это ключ ко всему. Бизнес делают не машины, а люди, каким бы высокотехнологичным или не высокотехнологичным считался сектор. Кстати, низкотехнологичных секторов, наверное, уже и не осталось, потому что современные технологии универсальны, везде применимы и везде востребованы. Новые технологии везде важны — и в новых секторах, и в старых. Эти старые сектора уже настолько оптимизированы, что без новых технологий и следующий шаг сделать трудно. И нам предстоит все это сделать. Плюс, конечно, диджитализация. Она точно меняет наш мир, наше лицо, и нам очень важно успеть. Хотя диджитализация — это часть технологий, и не она одна. И все это на базе людей. Собственно, это простая технология в изложении, но очень трудная в реализации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Закупали фены на личную кредитку сотрудника»: как открыть парикмахерскую в разгар пандемии и кризиса «Закупали фены на личную кредитку сотрудника»: как открыть парикмахерскую в разгар пандемии и кризиса

На какие жертвы пришлось идти, чтобы запустить новый бизнес-проект в 2020 году

Forbes
Перестрелки, вечеринки Playboy, сумасшедшие соседи: сценарист из России рассказывает, как устроен ее голливудский дом Перестрелки, вечеринки Playboy, сумасшедшие соседи: сценарист из России рассказывает, как устроен ее голливудский дом

Как сценарист из России Лиса Астахова уживается с соседями в высотке в Голливуде

Esquire
Как начать работать на зарубежном маркетплейсе бренду из России? Инструкция для предпринимателей Как начать работать на зарубежном маркетплейсе бренду из России? Инструкция для предпринимателей

Как выбрать площадку для маркетплейса и какие подводные камни могут возникнуть?

Inc.
Do not disturb Do not disturb

Признаться, KIA Sorento Prime произвёля крайне неоднозначное впечатление

4x4 Club
Существовала ли легендарная библиотека Ивана Грозного? Существовала ли легендарная библиотека Ивана Грозного?

Библиотека Ивана Грозного — предмет острых научных дискуссий

Культура.РФ
Изображая голод Изображая голод

Имитаторы эффектов ограничения калорий – что это за вещества

Популярная механика
«Я буду жить по своим законам» «Я буду жить по своим законам»

У Сабины Ахмедовой весна удалась

OK!
Полуостров за полтриллиона: на что Россия потратила больше всего денег в Крыму Полуостров за полтриллиона: на что Россия потратила больше всего денег в Крыму

Стоимость крупнейших инфраструктурных объектов Крыма за последние пять лет

Forbes
Светлый феникс Светлый феникс

У Май­ли Сай­рус сго­рел дом, но без пожара не было бы свадьбы

Glamour
Приношение богам Приношение богам

Можно ли по деталям обстановки сказать – счастливы ли люди, которые здесь живут?

Story
20 скрытых причин лишнего веса 20 скрытых причин лишнего веса

Какие же мотивы могут скрываться за набором избыточного веса

Psychologies

Итак, серия вторая. Осторожно, спойлеры!

Cosmopolitan
Британец потратил большую часть жизни на коллекционирование банок и получил титул самого скучного человека в стране Британец потратил большую часть жизни на коллекционирование банок и получил титул самого скучного человека в стране

О самом скучном человеке Британии

Maxim
Как найти сломанную ДНК Как найти сломанную ДНК

Ученые установили, как фермент репарации NEIL-1 определяет участки ДНК человека

Популярная механика
Без тормозов: самые яркие новинки Нью-Йоркского автосалона — 2019 Без тормозов: самые яркие новинки Нью-Йоркского автосалона — 2019

Новинки от Bugatti, Porsche, Lincoln, Fiat

Forbes
Сделано на Тайване Сделано на Тайване

Этот остров португальцы называли Формозой, то есть «прекрасным»

National Geographic Traveler
Облигации с видом на питерское небо Облигации с видом на питерское небо

Сеть Station Hotels решила привлечь средства на новый отель через облигации

Эксперт
Конкурс на место. Как использовать хакатоны для подбора сотрудников Конкурс на место. Как использовать хакатоны для подбора сотрудников

Хакатоны могут стать эффективным HR-инструментом

Forbes
Четыре стихии Четыре стихии

Практика развития баланса женской силы

Yoga Journal
С места в карьеру С места в карьеру

Почему сегодня Аглая Тарасова счастлива как никогда

Grazia
В будущее на электросамокате: догонит ли Россия мировой тренд? В будущее на электросамокате: догонит ли Россия мировой тренд?

Сможет ли России поддержать всемирный тренд на микромобильность

Forbes
Google распустил совет по вопросам этики в области искусственного интеллекта после протестов сотрудников Google распустил совет по вопросам этики в области искусственного интеллекта после протестов сотрудников

Google распустил недавно созданный ATEAC

Forbes
«Утренняя улыбка» и другие фото недели «Утренняя улыбка» и другие фото недели

Пять лучших кадров на nat-geo.ru за последние дни

National Geographic
Королевские игры Оливии Колман Королевские игры Оливии Колман

Оливия Колман приняла "монарший венец" из рук Клэр Фой

Караван историй
Как миллениалы разрушают индустрию личных финансов Как миллениалы разрушают индустрию личных финансов

На Западе миллениалы уже вовсю диктуют рынку личных финансов свои условия

Forbes
Интерактивная Динозаврия Интерактивная Динозаврия

Вы будете смеяться, но это еще одна история «бизнеса из гаража»

Эксперт
Почему не все женщины хотят иметь детей Почему не все женщины хотят иметь детей

Окружающим пора научиться уважать их выбор

Vogue
Как шутили бренды на 1 апреля: лучшие приколы российских и мировых техногигантов Как шутили бренды на 1 апреля: лучшие приколы российских и мировых техногигантов

Как технологические компании отмечали День смеха

CHIP
Украинская дуэль: сможет ли Порошенко переиграть Зеленского Украинская дуэль: сможет ли Порошенко переиграть Зеленского

Зеленский успешно зарекомендовал себя в качестве новой политической силы

Forbes
Женщина трудной судьбы с премиальной подпиской Женщина трудной судьбы с премиальной подпиской

Современная индустрия знакомств похожа на онлайн-магазин

Psychologies
Открыть в приложении