Без вины невиновный
«По правилам и без»: лучшая режиссерская работа Луи Гарреля
Не прошло и года с российской премьеры «Нового мира», а на экранах очередной фильм Луи Гарреля «По правилам и без», грустная комедия об очевидных смыслах бытия,— пожалуй, первый по-настоящему удачный режиссерский опыт любимого актера.
«По правилам и без» (по какой-то причине российские прокатчики не удовлетворились оригинальным названием фильма «L’innocent» — «Невиновный») по уже сложившейся традиции показывали вне конкурса на Каннском фестивале 2022 года, хотя эта картина вполне была достойна престижной программы «Двухнедельник режиссеров» или синефильской «Недели критики». Гаррель тут, как обычно, и в кадре, и в соавторах сценария, и умирает от любви, и философствует о невозможности оной. Но есть несколько знаковых отличий между типичным амплуа словно выросшего в кинозале артиста, которого мы столько раз уже видели фланирующим по VI округу Парижа в поисках либо женщины, либо удачной реплики, и новой ролью — экскурсовода Абеля в Лионском океанариуме, безутешного вдовца и преданного сына. Перед заждавшимся перемен зрителем наконец-то совершенно взрослый человек с блуждающей улыбкой и вечной болью в глазах, добравшийся в своем творчестве до того момента, когда на каверзные вопросы, которые подкидывает жизнь, больше недостаточно цитат из Годара или Трюффо в качестве ответа.