Русский костюм изнутри
Известное, но остающееся загадочным высказывание о народном костюме принадлежит художнику Ивану Билибину: «Бывает красота движения и красота покоя. Русский костюм — костюм покоя». И это не о статике или строгой симметрии, и уж точно не про сдержанность цвет а или аскетизм. Может быть, это о согласии оболочки с тем, кто находится внутри?
Традиционная народная культура — это в первую очередь осознание границ: этот мир и другой, свои и чужие, принятая обществом норма и то, что в эту норму не вписывается. Они установлены, чтобы проще было ориентироваться в сложном мире — и в этом мудрость поколений, основа мировоззрения. Границами управляет тот, кто их обозначил: в крестьянской избе все предметы на своих местах, мужчины не вмешиваются в женские дела, женщины не прикасаются к мужским инструментам. В каждом доме — свои законы, а войти в гости можно, лишь когда тебя пригласят.
Но самое красивое обозначение границ — это одежда. Первая оболочка, та самая, что «ближе к телу», она создается по тем же законам, по которым строится дом, подчиняется принятому общественному порядку и даже отражает представления о мироздании. О русском народном костюме сказано много: одни восторгаются яркостью и декоративностью нарядов, другие ищут смысл неразгаданных орнаментов. А о чем же на самом деле рассказывает традиционная одежда?
Язык костюма прежде был понятен каждому. Одежда не только читалась, этот текст постоянно дописывался — еще столетие тому назад каждая крестьянка сама создавала одежду и себе, и всем членам своей семьи.
Первый язык народного костюма звучит громко, рассказывая о достатке и благополучии. Это культура престижа, без которой нельзя понять избыточную роскошь русских нарядов. По наряду жены судили о богатстве ее мужа, а одежда девушки позволяла представить достаток ее родителей и размер приданого. Восточные шелка, шитье золотом и жемчугом, драгоценные ювелирные украшения — все это находило свое место, подчиняясь сложившемуся канону. Такие предметы одежды, ставшие маркерами престижа, накапливались поколениями и пускались в ход тогда, когда нужно было произвести должное впечатление. Не ради бахвальства, а чтобы правильно устроить свою жизнь: девица на выданье наряжалась, чтобы хорошо выйти замуж, молодая жена — чтобы показать успешность новой семьи, а взрослая баба — чтобы найти достойные брачные партии детям. Если у девицы были старшие незамужние сестры, то даже это сообщалось в одежде, чтобы парни не спешили со сватовством раньше времени. Так складывались и не менялись веками статусные костюмы для особых случаев. Ну и по русской традиции всегда в костюме показывался не тот достаток, который есть, а тот, которого себе желали, — даже не самые богатые крестьяне одевались чуть сверх своих возможностей. И если престижного атрибута не хватало, не зазорно было его одолжить — правила игры понимали все, и порой невеста отправлялась под венец, собрав наряд по всему селу, но гордо заявляя, каким она представляет свое будущее благополучие.