Гербариум
Мир Аси Феоктистовой — это живопись, наполняющая твое сердце радостью, пятеро детей, муж-музыкант, хозяйство с козами и огородом, друзья и гости галереи «Гербариум», которую хозяйка устроила в двух этажах своего дома в Звенигороде
Что может быть естественнее для художника, чем домашняя галерея? Особенно если художник — женщина. Тогда мир художественный соединяется с миром житейским. Картины наблюдают жизнь семьи, дети растут среди вибрирующего цвета трехметровых полотен с огромными цветами, лепестки которых осыпаются, но никогда не осыпятся. В мастерской пахнет красками, а с кухни — свежими пирогами. Гости рассматривают работы, сидя за просторным столом, а потом собираются вокруг него на вкуснейший обед, приготовленный хозяйкой: домашний козий сыр, запеченное с травами мясо, пряный тыквенный суп, узбекская самса и французское «розе». Это мир Аси Феоктистовой. Она родилась в Нижнем Новгороде, закончила в Москве Художественное училище 1905 года по специальности «театральный художник», последние 14 лет живет в Звенигороде, в большом доме, обращенном к Саввино-Сторожевскому монастырю.
«Я искала дом в окрестностях Звенигорода несколько лет, и когда пришла сюда и посмотрела в окно — все стало понятно».
Ася рассказывает, как долго искала дом в этих местах, чтобы было настоящее семейное гнездо: для детей и для картин. И ничего не находилось. Однажды приехала в монастырь, увидела блаженного, сидевшего рядом с храмом, да и спросила: как быть, как разрешится эта забота? Блаженный махнул рукой в сторону Москва-реки — там твой дом. И через несколько дней, в местной газете, брошенной под ноги в машине, углядела объявление: «продается половина дома». А дом тот оказался как раз напротив монастыря.
«Люблю красоту, но не выношу красивость. Когда она появляется в работах — меняю ее на правду».
Дальше — покупка, сломанные стены, открывшееся пространство и вырытый подвальный этаж, которого изначально не было: «Я как‑то почувствовала, что галерея получится интереснее, если пространство будет развиваться, уходить вниз. На первом этаже живопись, а внизу я выставляю графику и мелкую пластику». Для любой работы нужно уединение. Как его найти маме пятерых детей? «Трудно было с маленькими, там не про работу мысли были, а просто, если тишина вдруг, если все уснули — лежишь и не шевелишься. Сейчас я ухожу в мастерскую, закрываю дверь, и никто ко мне не входит. Мне нужно полнейшее сосредоточение, внутренняя собранность, которая не всегда наступает. Часто перед тем, как подойти к холсту, я сижу часа два-три — договариваюсь сама с собой. Конечно, это все сложно. Для меня живопись — такая пытка постоянная».
В соседних домах в подвалах, скорее всего, хранят продукты, а здесь — живет искусство.
И еще в этом доме много музыки. Муж Аси — виолончелист и композитор Никита Кочергин. Не так давно он стал директором Музея С. И. Танеева в соседней деревне Дютьково. Младшая дочь Ксюша играет на арфе. Есть на ютюбе видео, в котором Ася пишет картину, и в это время звучит живой клавесин, на нем играет Александра Коренева. Огромный чистый холст, Ася в белом платке, по‑деревенски завязанном на затылке, сидит на полу, глаза закрыты. Краски, кисти, мастихин, тряпки, плошки — все готово. Встает, берет в руки толстую кисть. Первая линия, вторая. Появляется крыло клавесина, дальше женская фигура, алеет платье. Перформанс это? Наверное, да. Хотя Ася говорит, что не любит игру в «контемпорари арт». «Как определить, современнный ты художник или нет? Если ты согласился работать традиционными материалами в рамках холста, в двухмерном пространстве, это сразу откидывает тебя в прошлый век, и ты — несовременный художник». И вот что она делает потрясающе в этом видео — зачерпывает в конце рукой краску и доводит работу до ума. Как зачерпнула бы муку или начинку для пирога.