«Сделать классное приложение круче для репутации, чем купить Ferrari». Правила потребления основателя Skyeng Георгия Соловьева
Чтобы разобраться, как современные бизнесмены строят отношения с деньгами в ХХI веке, Forbes Life запустил еженедельную рубрику «Правила потребления». В новом выпуске — основатель самой большой онлайн-школы английского языка Skyeng Георгий Соловьев — о первой квартире в Мытищах, специальном персонале для подбора одежды, оптимизации времени и математическом подходе к любви.
Георгий Соловьев основал вместе со своим партнером Харитоном Матвеевым онлайн-школу английского языка Skyeng в 2012 году. За проектом последовали и другие образовательные платформы: Vimbox (виртуальный класс), а также мобильное приложение и сервис для изучения языка по субтитрам к сериалам. Выручка компании в 2017 составила 725 млн рублей. В 2018 Skyeng был оценен в рекордные для российской образовательной платформы $100 млн.
С детства я запомнил: зарабатывать нужно самому
Мой папа был предпринимателем и довольно богатым человеком, но при этом он очень мало тратил на себя. И, надо сказать, не слишком помогал нашей семье после развода. Мама работала сразу в нескольких местах, и я не мог просить у нее денег в принципе. Так что с детства пришлось научиться их зарабатывать: денег у меня не было, а фишек и жвачки хотелось. Во втором-шестом классах я вместе с дворовыми ребятами сдавал бутылки, металлолом и картон. И с папой у меня всегда были договорные отношения. Когда в 10 классе я начал готовиться к поступлению, а денег на репетиторство не хватало, я пришел к нему и попросил помочь, иначе я просто не смогу подготовиться к экзаменам в МФТИ. И тогда я предложил папе заключить договор: если я выигрываю олимпиады, он заплатит мне за это. Тогда папа пообещал платить мне 10 тысяч в месяц, но за эти деньги я должен был выиграть городскую, а потом республиканскую, а потом и российскую олимпиаду. В случае, если я перестаю выигрывать, оплата приостанавливается. И до поступления в МФТИ он мне платил. Какая-то часть денег шла на репетиторство, а какая-то — маме. Для меня это был глоток свежего воздуха: я понимал, что теперь и мама не должна работать так много, и у меня все стабилизировалось. И теперь я могу спокойно сфокусироваться на поступлении. Я хорошо помню, как даже стал по-другому к этим курсам относиться, ведь я за это заплатил свои деньги.
С помощью денег можно решить многие проблемы
Первый раз я получил знаковую для себя сумму, когда выиграл Всероссийскую олимпиаду. Я выиграл около 60 тысяч рублей: получил президентский грант плюс дополнительные дотации. На них я купил ноутбук, какие-то книги и другие вещи для института. Второй раз серьезная сумма у меня появилась, уже когда мы запустили Skyeng — в 2013 году. Мы тогда работали много, но себе платили копейки — и в целом сильно экономили. Нам было по 23-24 года, и мы жили на 10-15 тысяч рублей в месяц, хотя спокойно могли зарабатывать 150-200. На столе у меня лежало предложение от GoldmanSachs на $5 тысяч, но я хотел делать свой проект. Когда первый инвестор приехал к нам из Лондона, мы показали ему, как мы работаем, где живем и спим. Это была квартира на краю Мытищ, каждый день мы ездили на электричке в Москву, где снимали офис. Инвестор посмотрел, в какой одежде мы ходим и сказал, что так нельзя приходить на переговоры. Он провел с нами день и сказал, что так мы миллиардную компанию не построим: никому не нужна роскошь, но в жизни есть гигиена. Без внутренней гигиены мы не сможем делать крутые продукты. Он спросил, во сколько мы оцениваем нашу компанию — и дал нам финансирование, не торгуясь. Тогда я получил $60 тысяч, но при одном условии: он запрещает нам тратить эти деньги на бизнес. Я должен был купить лучшую технику, самый крутой телефон, чтобы мои стандарты были на уровне Apple. Потом он заставил нас пойти на бизнес-курсы, которые стоили полмиллиона, и поехать в Лондон на большую образовательную выставку. Это очень расширило наш кругозор. Деньги стали доставлять другие эмоции, потому что мы поняли: это возможности. Что проблемы можно решать с помощью денег. Мы долго не могли поговорить с какими-то полезными людьми. А когда предлагали им 10 тысяч в час, они сразу соглашались.