Шато Внутренняя Монголия. Как Китай становится винной державой
Евросоюз больше не поставляет в Россию алкоголь дороже 300 евро, а дешевые вина из ЕС подорожали в полтора раза. Освободившуюся нишу может занять продукция из Китая. «Сноб» узнал у экспертов, как КНР превратил холмистую степь в долину виноградников и чем китайские вина похожи на российские
Великие китайские виноградники
Создание винной индустрии в Китае началось только 20 лет назад, рассказывает алкогольный эксперт Денис Пузырев. «Если раньше в КНР была всего одна винодельческая провинция — Шандунь, то сейчас там минимум 12 винодельческих регионов. Вино делают даже в северных районах на границе с Россией. Сегодня в Китае больше 450 действующих виноделен. Примерно столько же у них в проектах. В России, я думаю, не наберется и 100», — говорит он.
В 2015 году Китай вышел на второе место в мире по площадям виноградных посадок, обогнав Францию, сейчас он догоняет в этом рейтинге Испанию. The Guardian пророчит Китаю лидерство на мировом винном рынке к 2058 году.
«Но китайское вино по-прежнему остается загадкой для большинства потребителей алкоголя, — отмечает винный критик Дмитрий Федотов. — Даже для самих жителей Китая. Во-первых, мне не известно, в каких странах его пьют (в 2018-м основной экспорт приходился на Гонконг. — Прим. ред.). Во-вторых, большинство жителей Китая вино не употребляют — если они пьют алкоголь, то в основном крепкий».
13-я пятилетка и опыт СССР
«Самый серьезный скачок в производстве вина в Китае был сделан в 2016–2021 годах — во время их 13-й пятилетки», — рассказывает винный эксперт Алексей Митрофанов. В ее разгар, в 2018 году, в Пекине прошел престижный международный винный конкурс Mondial de Bruxelles. Членом жюри на этом конкурсе был Денис Пузырев. По его словам, некоторые китайские вина получили тогда серебряные медали, что означает международное признание для молодой винодельческой индустрии. «Такие награды означают, что китайское вино признали хорошим, но не премиальным по качеству. Проще говоря, сказали “пить можно”», — поясняет Пузырев.
Большинство китайских вин низкой и средней линейки не выдаются особыми вкусовыми качествами, считает Дмитрий Федотов. Проблема эта связана с «гастрономическим менталитетом населения» — такой же путь частично проходила Россия, говорит Федотов. Как и в советских винных магазинах 1980-х годов, найти изысканное вино в китайском масс-маркете почти невозможно. «Китай повторяет паттерн винного потребления СССР, — объясняет эксперт. — Вино там делают в основном из так называемых “мировых сортов”: “мерло”, “каберне-совиньона”, “каберне-блана”, “шардоне” и “пино-наура”». Выбор этих сортов для Китая — во многом маркетинговый ход, поясняет Федотов: «Эти сорта на слуху даже у тех, кто не разбирается в вине. Поэтому именно их и используют для продвижения на внутреннем рынке».