Шампанское рекой и пьяные драки: купеческие свадьбы XIX века
До отмены крепостного права для купца породниться с дворянской семьей было честью. Однако со временем всё больше и больше имений переходило в руки умелых дельцов. Титул перестал иметь значение: женихов для дочерей купцы начали искать среди своего сословия, отдавая предпочтение фабрикантам и торговцам. Свадьбы были чем-то похожи на церемонии, которые устраивали аристократы, и в то же время выглядели совсем по-другому.
Рапунцель в башне: запертые дочери
Дворянки могли познакомиться со своими избранниками на балах, а вот нравы в купеческой среде были иными. Свобода девушек на выданье была ограничена стенами отчего дома, и попасться на глаза суженым дочери московских купцов могли только дважды в год: в Вербную субботу и 1 мая в Сокольниках устраивали традиционные катания — своеобразные выставки невест.
Вербная суббота в начале 1860-х годов была судьбоносным днем. Все дома охватывала суета: юным красавицам подбирали наряды и давали наставления. Отцы призывали к себе сыновей: «Завтра надень новую шубу, да уйди из лавки пораньше. Не опоздай на гулянье-то! Марья Михайловна будет с дочерьми кататься — посмотри внимательно. Да чтоб понравилась!»
Пышные и многолюдные катания в Вербную субботу были способом продемонстрировать богатство семьи. Выезжали на них на роскошных экипажах, запряженных дорогими рысаками, девушки были облачены в свои лучшие туалеты. По обоим сторонам Красной площади и Тверской улицы стояли толпы зевак, наблюдавшие за этим великолепным зрелищем.
Были свои катания и у купцов рангом пониже: они демонстрировали своих дочерей на Масленицу возле Новодевичьего монастыря. Ни о каком общении речь не шла: молодые люди могли лишь взглянуть друг на друга издалека. И потому значимой фигурой стала сваха, обойтись без которой было невозможно.
Сваха под прикрытием
Сам уклад купеческой жизни предполагал посредниц для устройства браков: так как девушки не покидали домов, требовался тот, кто может известить потенциального жениха о появлении невесты и описать ее достоинства.
Войти в купеческий дом человек с улицы не мог, и потому свахи шли на разные ухищрения. Чаще всего они прикидывались торговками кружевами и всякими мелочами для рукоделия, чтобы познакомиться с хозяйкой дома. Но начинали опытные сводницы с «вербовки агентуры»: заводили дружбу с прислугой, вытягивали у горничных и поварих сведения о нраве и склонностях купца и его супруги и лишь после этого пробирались в семью, уже зная, как произвести благоприятное впечатление.
Обработка одной четы занимала немало времени, и потому деньги за свои услуги с женихов посредницы брали немалые. Например, в «Женитьбе Бальзаминова» сваха потребовала, не моргнув глазом, две тысячи рублей, да еще и заключила письменный договор.
Получить гонорар было непросто: свахи имели дело с купцами, которые сами могли продать что угодно. Чтобы уболтать такого «клиента», приходилось потрудиться. Невест свахи рекламировали изобретательно и подолгу, выпячивая достоинства и скрывая недостатки. И, конечно же, не стеснялись врать.