Какой была советская реклама, и зачем она была нужна?

СНОБИстория

Реклама в СССР: как это было

75cc1f83f3d9b635c3ecf6687a4679ce9c799f347b623111dce071353e5645bb.jpg
Иллюстрация: Wikipedia Commons

Свежий рекламный ролик Сбера с Жоржем Милославским удивил многих. Маркетологи и клиенты обсуждают, допустимо ли использовать известного миллионам россиян киношного «домушника» в рекламе сервисов банка; и зачем нужен этот ренессанс советской рекламы? А какой она, кстати, была — советская реклама? Зачем она была нужна в стране, где не было частной собственности, бизнеса и конкуренции? Кто ее делал и на что она была рассчитана? Рассказывает креативный директор агентства TRIKO Илья Калимулин

Искусство плаката: советская реклама до появления телевизора

Одним из важных элементов идеологической борьбы с «проклятыми буржуями» для победивших большевиков было привлечение прогрессивных деятелей культуры на сторону пролетариата. «Шершавым языком плаката», емко и точно, такие знаменитые мастера, как Маяковский, Ефимов, Бродаты, Моор, должны были привлекать и вовлекать народные массы в нужные процессы и концепции. От «Окон РОСТА», политико-пропагандистского проекта, пошла первая советская плакатная реклама. Она была столь же проста, как «Окна РОСТА» в своих художественных формах — но этой проникающей прямо в мозг простотой она нам и запомнилась. Стилистика 1920-х до сих пор успешно воспроизводится в рекламных кампаниях по всему миру.

В истории СССР был короткий «ренессанс буржуазности» — период НЭПа, когда новые власти поняли, что без «частника» не поднять экономику, и дали возможность рынку самостоятельно дышать и работать. Поэтому НЭП буквально пестрел рекламой частно-собственнических продуктов: тут были и папиросы «Наша марка», и частные лавочники со своими воротничками, чулками, косметикой и галошами.

Ни до, ни после НЭПа в СССР не было такого количества настоящей конкурентной рекламы. На всем протяжении советского периода печатная реклама была инструментом явной государственной пропаганды: чаще всего, рекламировались не конкретные торговые марки, а продукты в целом или государственные предприятия и фабрики. Еще пропагандировался отказ от алкоголя и здоровый образ жизни, правила гигиены, идеи о высокой производительности труда, и нередко продукты, которых не бывало на прилавках магазинов.

Телереклама в СССР

Есть довольно популярная концепция (исторически во многом подтверждаемая), что идеолог нацистской пропаганды Геббельс почерпнул многие идеи у большевиков. Что можно сказать точно: оба тоталитарных режима очень рассчитывали на новые технологии как на эффективный способ донести идеи пропаганды буквально до каждого. Геббельс мечтал, чтобы «фюрер вошел в каждый дом», а в СССР шутили, что «дорогого Леонида Ильича слышно из каждого утюга». Хотя данный материал не ставит целью оценивать идеологические концепции, важно все же понимать «исходный код», от которого зависели виды рекламы, которая существовала на советском телевидении.

Как и в печатном или радиоформате, телереклама чаще всего была элементом общей пропаганды. Она продвигала не товары, а актуальную идеологию: так, первым телероликом стало «промо» кукурузы (в рамках знаменитой экономической и идеологической концепции Н. С. Хрущева). В 1964-м советским гражданам в телевизоре показали историю поющего повара, к которому на кухню приходят кукурузные початки и требуют, чтобы блюда из них были включены в меню.

Какой-либо коммерческой (в сегодняшнем понимании) рекламы на советском телевидении не было. Приводимый многими в пример ролик «Пепси» 1988 года не изменил бы показателей продаж: напиток и без рекламы сметали с прилавков — такие вещи были не просто дефицитом, а недостижимой роскошью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Женщина, на паровоз!» «Женщина, на паровоз!»

Женщины-машинисты электропоездов: история запретов и разрешений

Дилетант
Крутой поворот Крутой поворот

Единственная столичная особая экономическая зона «Технополис Москва»

Эксперт
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
63 м² 63 м²

Дизайнер Семен Бортник создал интеллигентную атмосферу в новосибирской квартире

AD
Жуй на здоровье: как жевательная резинка может помочь всему организму Жуй на здоровье: как жевательная резинка может помочь всему организму

Как жевательная резинка помогает организму в самых разных ситуациях

Популярная механика
Правила жизни Пьера Кардена Правила жизни Пьера Кардена

Правила жизни французского модельера и бизнесмена Пьера Кардена

Esquire
Доход с разумным риском Доход с разумным риском

Специалисты советуют инвесторам-физлицам повышать уровень финансовой грамотности

РБК
Геннадий Гладков: «Солнце взойдет!» Геннадий Гладков: «Солнце взойдет!»

Геннадий Гладков — о мюзиклах, работе с Марком Захаровым и Яном Фридом

Эксперт
99 проблем Андрея Аршавина: развод, увольнение, арест имущества 99 проблем Андрея Аршавина: развод, увольнение, арест имущества

Как живет сейчас Андрей Аршавин

Cosmopolitan
Писатель, гуманист. Вспоминаем жизнь и творчество Джона Ле Карре Писатель, гуманист. Вспоминаем жизнь и творчество Джона Ле Карре

Как бывший агент британской разведки стал мастером жанра

Esquire
7 модных способов почувствовать себя стройной 7 модных способов почувствовать себя стройной

У каждой женщины есть свои способы почувствовать себя стройной

Cosmopolitan
56 м² 56 м²

Неправильную геометрию квартиры дизайнер исправила с помощью систем хранения

AD
Если у ребенка аутизм: инструкция для родителей Если у ребенка аутизм: инструкция для родителей

Что делать родителям, если их ребенку диагностировали аутистическое расстройство

Psychologies
Как обсуждать разногласия, не ссорясь. Дипак Чопра дал 5 эффективных советов Как обсуждать разногласия, не ссорясь. Дипак Чопра дал 5 эффективных советов

Как выйти победителем из любых переговоров

Inc.
25 типичных ошибок, которые каждый мужчина совершает снова и снова 25 типичных ошибок, которые каждый мужчина совершает снова и снова

Есть вещи, которые делать нельзя, но мы все равно делаем. И потом жалеем!

Maxim
«Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 1 «Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 1

Долгая история самого новогоднего балета. Часть 1

Культура.РФ
Ресторатор Владимир Перельман: «Я ухожу в искусство!» Ресторатор Владимир Перельман: «Я ухожу в искусство!»

Ресторатор Владимир Перельман о благотворительности и экспансии за рубеж

РБК
Что стоит сделать каждому парню до 30 лет: чек-лист из 10 пунктов Что стоит сделать каждому парню до 30 лет: чек-лист из 10 пунктов

Крутые вещи, которые обязательно нужно выполнить до того, как тебе стукнет 30

Playboy
Пытки водой отменяются: восемь стаканов в день и другие мифы о потреблении воды Пытки водой отменяются: восемь стаканов в день и другие мифы о потреблении воды

Отрывок из книги Елены Мотовой «Еда для радости»

Forbes
Как поменять свою жизнь Как поменять свою жизнь

Вопрос о том, как поменять свою жизнь, приходит в голову многим из нас

Psychologies
Астроциты уличили в поедании синапсов взрослых мышей Астроциты уличили в поедании синапсов взрослых мышей

Клетки глии оказались способны к поеданию межнейронных контактов в мозге

N+1
80 м² 80 м²

Как сохранить в квартире атмосферу 1970-х годов, при этом обойтись без винтажа?

AD
Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Токсичное пятно Токсичное пятно

В результате аварии на ТЭЦ «Норникеля» нефтепродукты растеклись по рекам

Forbes
Зачем вашей компании миссия и видение, и что туда вписать. Советы от CEO Dunkin’ Donuts Зачем вашей компании миссия и видение, и что туда вписать. Советы от CEO Dunkin’ Donuts

Советы руководителям от CEO Dunkin’ Donuts

Inc.
Плохой дядя Плохой дядя

Как уберечь ребенка от «нехороших людей»?

Лиза
Геологи предложили новую теорию формирования ледяных щитов Земли Геологи предложили новую теорию формирования ледяных щитов Земли

Движение тектонических плит резко замедлилось, что привело к изменению климата

Популярная механика
Он знает, что делает: 10 секретов идеального макияжа от визажиста Ким Кардашьян Он знает, что делает: 10 секретов идеального макияжа от визажиста Ким Кардашьян

Бьюти-лайфхаки от визажиста Марио Дедивановича

Cosmopolitan
Чудесная палитра Чудесная палитра

Креативная сервировка стола – один из способов сделать Новый год незабываемым

Лиза
Сексуальное насилие в Голливуде: самые громкие дела в истории «фабрики грез» Сексуальное насилие в Голливуде: самые громкие дела в истории «фабрики грез»

Сексуальные домогательства в Голливуде носят, похоже, массовый характер

Cosmopolitan
Открыть в приложении