Как самый юный разработчик «ВКонтакте» и Иван Ургант подсадили россиян на онлайн-викторины

В 14 лет Сева работал в Meduza, а в 15 присоединился к команде «ВКонтакте»

РБКHi-Tech

Как самый юный разработчик «ВКонтакте» и Иван Ургант подсадили россиян на онлайн-викторины

В 14 лет Сева работал с редакцией Meduza, а в 15 присоединился к команде «ВКонтакте». Через полгода после начала работы он вместе с несколькими разработчиками решил запустить «Клевер»

Настя Березина

14 марта социальная сеть «ВКонтакте» и команда телеведущего Ивана Урганта запустили интерактивную викторину «Клевер», аналог американского приложения HQ Trivia. За несколько месяцев игра превратилась в один из самых востребованных мобильных сервисов с аудиторией в несколько миллионов пользователей. Журнал РБК выяснил, как сложился необычный альянс создателей «Клевера» и за счет чего викторине удалось быстро набрать популярность.

Лаборатория для гения

HQ Trivia в августе 2017 года запустили сооснователи приложения Vine Руслан (Рус) Юсупов и Колин Кролл. Им пришла в голову идея скрестить в одном сервисе два «горячих» тренда — прямые трансляции, раскрученные Periscope и его аналогами, и онлайн-викторины по классической модели «Кто хочет стать миллионером?» и других телешоу. Игра в приложении запускается дважды в день и длится 15–20 минут. За это время пользователи должны ответить на 12 вопросов ведущего, лимит — десять секунд. Победители, прошедшие все раунды, делят призовой фонд — в США он доходит до сотен тысяч долларов за игру. Американская викторина быстро стала мобильным хитом — набрала более 5 млн скачиваний, привлекла $15 млн инвестиций от пула во главе с Founders Fund при оценке выше $100 млн и породила множество локальных копий: в Китае запустилась Millions Winner, в Индии — Loco, во Франции — Bethewone. В России всех опередила «ВКонтакте»: с инициативой создать местную HQ Trivia выступила маленькая команда разработчиков во главе с 16-летним Севой Жидковым, самым юным программистом соцсети, который устроился на работу после 9-го класса школы и специализировался в сфере машинного обучения.

«Я сам играл в HQ Trivia, но из-за того, что плохо знаком с американской культурой, не мог ответить на все вопросы. Кроме того, часто смотрел ролики об игроках — например, как большие команды в офисах пытаются выиграть. Я видел бурные эмоции, и меня это зацепило», — вспоминает Сева. Вместе с пятью коллегами он «буквально за выходные» написал прототип «Клевера»: «Мы поняли, что медлить нельзя, иначе нас кто-нибудь опередит».

После этого в рабочий процесс включились маркетологи «ВКонтакте», которые обратились за консультацией к «Творческой лаборатории» Ивана Урганта. За этой вывеской скрывается команда шоу «Вечерний Ургант», она-то и взяла на себя «креативное наполнение и визуальное оформление» проекта. «Это сотрудничество на взаимовыгодной основе. Мы, люди алчные, жаждущие новых творческих решений и новых купюр, не могли отказаться», — сообщил журналу РБК Иван Ургант (ответы телеведущий передал через представителя).

«ВКонтакте» взяла на себя технические вопросы, менеджмент и продвижение. В итоге вся разработка — от идеи до запуска — заняла два месяца. На время тестовых запусков Сева перебрался в Москву и вплотную работал с командой Урганта. «До знакомства Ваня ничего обо мне не знал, но ему меня представили как мальчика-гения, который сделал «Клевер». В шутку, конечно. Он невероятный профессионал», — делится программист впечатлениями от знакомства.

Вместе с коллегами из «ВКонтакте» он накануне запуска преодолел множество проблем — от наплыва пользователей до синхронизации слов ведущего с вариантами ответа на экране. Сотрудники «Вечернего Урганта» тем временем бились над дизайном и кастингом. «Совершенно неожиданно одним из ведущих оказался наш дорогой и любимый редактор («Вечернего Урганта») Артем Мовчан. В отсутствие человека, который должен был прийти на кастинг, он встал в кадр, и все вдруг поняли, что это то, что нужно», — отмечает Ургант.

Финальные параметры «Клевера» сходны с HQ Trivia: игры начинаются в 13:00 и 20:00 по Москве, призовой фонд составляет от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Вывести призовые можно через электронный кошелек «ВКонтакте». Соцсеть не раскрывает расходы на проект. По состоянию на середину мая в игре было разыграно более 5 млн руб. Появились и первые спонсорские интеграции, например с «Мегафоном» (HQ Trivia проводила совместные игры с Nike, Warner Bros.). Ведутся переговоры и с другими брендами, добавляет представитель «ВКонтакте».

Телеведущий Иван Ургант давно планировал проект с «ВКонтакте». В начале года компания предложила ему стать лицом онлайн-викторины «Клевер»

Жизнь за новичка

Первое время игра требовала постоянного контроля со стороны разработчиков. «Я должен был убедиться, что приложение стабильно работает», — объясняет Сева. Когда стабильности удалось добиться, силы программистов переключились на внедрение новых функций. Так, Жидков обещает появление системы мотивации для проигравших пользователей и другие новшества.

Для Урганта «Клевер» тоже стал важным проектом. «Если я не в эфире «Вечернего Урганта», я сижу в диспетчерской «Клевера», жму на все кнопки и дергаю все рычаги», — признается телеведущий. Сам он «ни разу ни в HQ Trivia, ни в «Клевере» не выиграл». «Меня это страшно раздражает. Если в HQ Trivia я хотя бы понимаю, что ну ладно и бог с ним — люди живут на другом конце света и непонятно, что там у них в голове, то в «Клевере» я все время срезаюсь, хотя имею к нему непосредственное отношение. Максимум доходил до девятого вопроса, хотя, даже если выиграю, денег, увы, не получу», — заверяет Иван.

По данным «ВКонтакте», популярность «Клевера» уже сравнима с HQ Trivia: приложение установили 6 млн пользователей, рекордное число участников одной игры составило 890 тыс. человек (данные на середину мая). Стремительный рост случился благодаря виральному эффекту, когда игроки приглашают новых пользователей через «ВКонтакте», говорит Сева. В обмен на каждого новичка участники получают «жизнь», которая позволяет продолжить игру после неправильного ответа. Таким путем в игру пришли 83% пользователей.

Одна из главных сложностей — ограниченное количество времени для исправления ошибок. «Если мы обнаружили баг в дневной игре, необходимо исправить его до 20:00. Игра не может не состояться», — говорит Жидков.

Защита от бота

«Когда мы запускали «Клевер», боялись, что пользователи усомнятся в честности — не поверят, что мы реально выплачиваем деньги. Справиться помогли сами игроки, которые писали в группе игры о выигрышах. Плюс участие Урганта существенно повысило доверие к приложению», — рассказывает программист. Важная задача для его команды — борьба с недобросовестными игроками. «ВКонтакте» использует «сложный алгоритм, который проверяет, с какого устройства система получила ответ». «Если ответ пришел от бота, система больше не принимает его ответы», — говорит Сева. Он заверяет, что пока защиту «Клевера» обмануть не удалось. Помимо серверных проверок работает и группа редакторов: они стараются составлять вопросы таким образом, чтобы за десять секунд даже с помощью бота поисковая система не успевала выдать ответ.

«Интеллектуальные игры дарят обманчивое ощущение, что, поиграв, ты стал чуть-чуть, но умнее. Ну глупее точно не стал. А можешь еще и стать богаче. А поскольку наша страна большая, наполненная интеллектуалами, которые хотят заработать собственным умом, думаю, «Клевер» — это прочно и надолго», — заключает Иван Ургант.

6 млн человек установили приложение «Клевер»

5 млн руб. «ВКонтакте» перечислила на счета победителей игры

По словам разработчиков, в честность «Клевера» помогли поверить сами игроки, рассказывая о своих результатах
«Вдохновителем» «Клевера» стала американская викторина HQ Trivia. Ее авторы «скрестили» Periscope и «Кто хочет стать миллионером»

Источник: Данные «ВКонтакте»
Фото: Александр Вильф / Миа Россия Сегодня. Dr

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Светлана Миронюк: « Инвестирование в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив» Светлана Миронюк: « Инвестирование в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив»

Непрерывное обучение от рождения до смерти и карьера длиною в 50–60 лет

РБК, сентябрь'19
«Опережение и есть монополия» «Опережение и есть монополия»

Есть ли у России шанс стать лидером в сфере искусственного интеллекта

Огонёк, июнь'19
Билли Айлиш Билли Айлиш

Правила жизни Билли Айлиш

Esquire, сентябрь'19
Антон Шастун: «Я просто моложе и свежее этих трёх стариков!» Антон Шастун: «Я просто моложе и свежее этих трёх стариков!»

Мы встретились с самым популярным участником шоу «Импровизация» на ТНТ

Maxim, май'18
Культурная программа для модницы на эти выходные в Москве Культурная программа для модницы на эти выходные в Москве

Развлечения на любой вкус

Vogue, май'18
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика, июнь'18
Сколько видеопамяти нужно для игр? Сколько видеопамяти нужно для игр?

Сколько же видеопамяти действительно нужно для игр

CHIP, июнь'18
Opel Antara: наследство GM Opel Antara: наследство GM

Настало время разбираться с оставленным нам наследством General Motors

АвтоМир, май'18
Сливки счастья Сливки счастья

О десерте для праздников и хмурых дней

Огонёк, май'18
Girls in Vogue: Ирэн и Лидия Форте Girls in Vogue: Ирэн и Лидия Форте

Наследницы сети отелей Rocco Forte рассказали Vogue о своих отношениях с модой

Vogue, май'18
Вот паразиты: 5 смертельно опасных соседей по планете Вот паразиты: 5 смертельно опасных соседей по планете

Нахлебник — так переводится с греческого слово «паразит»

Men’s Health, май'18
“Айкидо — это бесконечность” “Айкидо — это бесконечность”

Глава Федерации айкидо Франции и единственный неяпонец, получивший восьмой дан

Men’s Health, июнь'18
«Веселый Роджер» по-русски «Веселый Роджер» по-русски

Когда разбойники под парусом превращались в национальных героев

Дилетант, май'18
Как комплексы могут помочь твоему успеху: примеры знаменитостей Как комплексы могут помочь твоему успеху: примеры знаменитостей

Знаменитости, для которых собственные проблемы стали залогом большого успеха

Men’s Health, май'18
Облако пепла из человеческих останков над американским городом: видео Облако пепла из человеческих останков над американским городом: видео

Наружу вырвался дым, содержащий человеческие останки

National Geographic, май'18
«Не увязнуть и найти путь вперёд — вот цель научной фантастики» «Не увязнуть и найти путь вперёд — вот цель научной фантастики»

Беседа c Дэвидом Брином

Мир Фантастики, июнь'18
Есть, чтобы жить, чтобы есть Есть, чтобы жить, чтобы есть

Компромисс, к которому пришли гастрокритики, шеф-повара и их друзья

Vogue, июнь'18
Двухголовый олененок: феномен из США Двухголовый олененок: феномен из США

Детеныш погиб, не сделав ни одного вдоха, но стал объектом пристального изучения

National Geographic, май'18
Звук тишины Звук тишины

Горный курорт в префектуре Канагава глазами японского архитектора Кэнго Кумы

Robb Report, июнь'18
Его превосходительство Его превосходительство

Lexus LX 570 Superior – самый заметный представитель в модельном ряду компании

Robb Report, май'18
Сидеть подано Сидеть подано

Стулья как предмет высокого мебельного искусства

Robb Report, июнь'18
Лучшие половины Лучшие половины

Спутницам великих художников суждено разделить их судьбу и после смерти

Robb Report, май'18
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Эта неделя запомнится нам не только каннской красной дорожкой

GQ, май'18
Панические атаки Панические атаки

Как отличить паническую атаку от «просто дискомфорта» и чем себе помочь

9 месяцев, июнь'18
Наука на продажу Наука на продажу

Десять российских стартапов, покоряющих планету

Русский репортер, май'18
Бегемоты отбили антилопу гну у двух крокодилов Бегемоты отбили антилопу гну у двух крокодилов

В Национальном парке Крюгера антилопу спасли из пасти крокодила

National Geographic, май'18
Секреты советской индустрилизации Секреты советской индустрилизации

В 1930-е годы предприятия в СССР строились при помощи западных специалистов

Дилетант, июнь'18
Как выбрать свой бурбон? Отвечает редакция Maxim Как выбрать свой бурбон? Отвечает редакция Maxim

Редакция мужского журнала решила продегустировать лучшие образцы бурбона

Maxim, май'18
Героиня нашего времени Героиня нашего времени

Почему нужно учиться мечтать и всегда рассчитывать только на себя

Cosmopolitan, июнь'18
Клуб по интересам Клуб по интересам

Квартира на Старом Арбате по проекту Юлии Голавской

AD, июнь'18