Разогнать облака над Америкой: как двое россиян захватывают рынок экспресс-доставки продуктов в Нью-Йорке
Формат экспресс-доставки продуктов возник в Турции, потом появился в России и только сейчас адаптируется в Европе и США. Российские предприниматели Павел Данилов и Антон Гладкобородов в числе первых заметили пустующую нишу на американском рынке и в 2020 году запустили сервис доставки продуктов за 15 минут Fridge No More в Нью-Йорке.
Российские предприниматели Павел Данилов и Антон Гладкобородов разговаривают с Forbes из Нью-Йорка. С октября 2020 года они развивают там сервис доставки Fridge No More. Существующие в городе сервисы привозят продукты в течение нескольких часов или на следующий день. Россияне предложили доставку за 15 минут.
Первые два облачных магазина (cloud store или dark store — магазины без зала обслуживания. — Forbes) партнеры открыли в Бруклине. Ради эксперимента они выбрали два разных района: Вильямсбург, где живет креативная хипстерская молодежь вперемежку с хасидами (ортодоксальными евреями), и более семейный и дорогой Парк-Слоуп. В марте 2021 года предприниматели привлекли $15,4 млн от фонда Insight Partners при участии AltaIR Capital и AltaClub. Предприниматели неохотно делятся цифрами и деталями развития проекта, потому что в Нью-Йорке готовятся к запуску аналогичные проекты. До конца года они планируют открыть еще 35 облачных магазинов по всему Нью-Йорку.
Зачем они отправились покорять Америку и с какими трудностями им предстоит столкнуться?
Слепота американцев
Гладкобородов и Данилов познакомились в 2016 году в США. Тогда Данилов переучивался с финансиста на инвестора и предпринимателя в бизнес-школе в Стэнфорде. Гладкобородов с братом Игорем участвовали в летней программе американского стартап-акселератора Y Combinator с сервисом зацикленных видео Coub. Все трое искали жилье и нашли общий дом в городе Менло-Парк (округ Сан-Матео, штат Калифорния). Павел и Антон прожили вместе полгода, сдружились и решили в будущем запустить совместный проект.
Возможность появилась через три года. После отъезда из США в Россию Данилов сначала год строил компанию-разработчика программного обеспечения для фермеров «Агроспутник» вместе с одноклассником по Российской экономической школе Александром Ивановым. Стартап анализировал данные со спутников и указывал на проблемные места в полях. Данилов признавался, что команда поставила проект на паузу, когда поняла, что переоценила готовность рынка к такому продукту. Оказалось, что фермеров занимали другие проблемы, например, как найти поставщиков, клиентов или квалифицированных специалистов.
Несмотря на неудачу, Данилов считает опыт полезным. За время работы над стартапом он, например, познакомился с представителями компании Skolkovo Ventures. И впоследствии развивал внутри компании венчурный фонд, который фокусировался на фудтех- и агротех-проектах. Данилов проинвестировал сервис по доставке продуктов с рецептами на дом Elementaree и подготовил еще несколько сделок, но пришел к выводу, что рынок еще не готов к фонду в области агротеха. «Первые два года фонды ищут инвесторов, чтобы следующие 10 лет вкладываться в проекты и зарабатывать. У нас не сложилась достаточная база инвесторов, чтобы было дальше интересно работать», — признается предприниматель.
В конце 2019 года Данилов покинул фонд. К тому моменту Антон Гладкобородов вышел из проекта Coub. Оба параллельно искали новые идеи. В январе 2020 года друзья встретились в Нью-Йорке, чтобы обсудить варианты. Развиваться решили на американском рынке, понимая, что на нем много пустующих ниш. Самой перспективной идеей они сочли запуск сервиса доставки продуктов за 15 минут. Идея была близка Данилову: помимо инвестиций в Elementaree, в 2018 году он также вкладывался в российский сервис доставки «Самокат», который тогда только запускался. К тому же предложение было в новинку для американцев. Игроки рынка, например Amazon, привозили заказы в течение нескольких часов или на следующий день.
Отсутствие конкурентов партнеры связывают с разными причинами — от нюансов законодательства, из-за которых сложно и дорого нанимать людей на работу, до «слепоты местных людей, которые просто не замечают возможности». «Америка — страна в себе, она не видит, что происходит в мире. Здесь до сих пор в ходу бумажные чеки, банки отстают от «Тинькофф» и Альфа-банка, нет нормального каршеринга», — перечисляет Гладкобородов.
Эти слова подтверждают и другие предприниматели с опытом работы на американском рынке. «Местные уверены, то у них и так все самое лучшее. Они не знают, что у них медленный интернет, что в России распространены бесконтактные платежи до такой степени, что вскоре можно будет милостыню с помощью Apple Pay подавать», — говорит Кирилл Евдаков, сооснователь краснодарского сервиса доставки на последней миле «Чекбокс», который ранее развивал в США сервис такси Fasten.