Велосипеды СССР, часть 1: золотое детство
Для советских мальчишек и девчонок велосипед был либо заветной мечтой, либо неотъемлемой частью жизни.
Ребят, равнодушных к двухколесному транспорту, почти не встречалось. Подсев на трехколесный «Малыш», ребенок менял велосипеды сообразно возрасту, дорастая либо до дорожных моделей типа «Украины», либо до «Туриста», а то и до спортивных моделей.
Чтобы разобраться в истории советских великов, мы поговорили с главным специалистом по этой теме — Андреем Мятиевым, создателем и владельцем «Веломузея». И вот что он нам поведал.
С чего начинался путь велосипедиста в 60-х, 70-х, 80-годах прошедшего столетия? В семье с достатком выше среднего или просто очень любящей свое чадо ребенку в 3-4 года покупали трехколесный велосипед. Стоил он от 3 до 5 рублей.
Надо сказать, что в СССР велосипеды в качестве так называемых товаров народного потребления производили самые разные предприятия. У заводов, в том числе и военных, была определенная квота на производство товаров для обычного потребителя. По возможности эти самые товары делали из материалов, оставшихся от основного производства. Увы, если до 70-х годов заводы старались держать качество на приемлемом уровне, то с 80-х оно уже катастрофически снижалось.
Распределяли товары народного потребления по географическому принципу: велосипеды, произведенные в Москве, трудно было встретить где-нибудь в Казахстане, и наоборот.
Для начала — три колеса
Детских трехколесных велосипедов по стране производили около 200 разновидностей. В Ленинграде, например, их выпускал завод «Эскалатор». Модель у них получилась довольно кондовая, до середины 80-х все было из металла, а потом начали удешевлять производство, и колеса стали делать из пластмассы. И если в 60-х и 70-х эти велосипеды передавали следующим поколениям, так что они сменяли несколько владельцев, то выпущенные в 80-х не всегда выдерживали и одного.
Три минус один
Трехколесные велосипеды были разных форматов. Совсем маленький назывался «Малыш». Но были и комбинированные велосипеды — трехколесные, которые можно было переделать в двухколесник. Задняя ось у них снималась, и вместо нее ставили одно из боковых колес. Эту модель спроектировали на Харьковском велозаводе еще в 1946-м, первоначально она называлась Д-2. У нее была дуплексная, то есть двойная рама, из тоненьких трубочек. Юные велосипедисты эксплуатировали Д-2 на трех колесах, а потом его при помощи нехитрых манипуляций превращали в двухколесный. У этого велосипеда вообще не было свободного хода педалей — сейчас это называется «фикс». Тормоза отсутствовали — либо шаркай ногами по асфальту, либо придерживай педали