Превратиться в единорога. Зачем Walmart, Whole Foods и Сбербанк идут по пути стартапов
Летом 2017-го года в мире начали происходить «тектонические сдвиги» — неповоротливые гиганты из традиционных отраслей закрыли несколько сделок по слиянию с молодыми цифровыми компаниями. Amazon объявил о покупке сети Whole Foods Market, Walmart приобрел розничную сеть Bonobos.com. В России Сбербанк покупал цифровые платформы для электронной коммерции и здравоохранения. Почему крупным компаниям «носорогам» важно перенять опыт «единорогов»?
В своей книге «От носорога к единорогу. Как управлять корпорациями в эпоху цифровой трансформации», которая выходит в издательстве «Эксмо» сегодня, Виктор Орловский и Владимир Коровкин рассказывают о том, какой путь проходят крупные и неповоротливые компании на пути к диджитализации, какие они делают ошибки на этом пути, и какие приемы трансформации работают. Виктор Орловский — основатель венчурного фонда Fort Ross, c 2008 по 2015 год возглавлял цифровой бизнес Сбербанка. Владимир Коровкин руководит направлением «Инновации и цифровые технологии» в МШУ «Сколково». Forbes публикует первую главу их книги.
Занятный был конец недели! С интервалом в несколько часов два пресс-релиза принесли новости о «тектонических сдвигах» в глобальной индустрии розничной торговли. В пятницу, 16 июня 2017 года, гигант электронной коммерции Amazon. com объявил о том, что он врывается в мир традиционной торговли приобретением сети Whole Foods Market. В тот же день Walmart, бесспорный лидер традиционной розничной торговли, заявил о покупке Bonobos.com, популярного онлайн-магазина модной одежды. Хотя сделки были очень разными по размеру ($ 13,8 миллиарда за Whole Foods и $ 310 миллионов за Bonobos), они были в одной лиге с точки зрения возможного стратегического воздействия на отрасль.
Подобные «землетрясения» происходили летом 2017-го и в других местах. В России Сбербанк покупал цифровые платформы для здравоохранения и электронной коммерции, в результате в стране появился первый официальный «единорог», стартап-компания стоимостью в $ 1 миллиард. В Китае Ali Baba (явно примеривающаяся к титулу самой дорогой цифровой компании в мире) объявила о стратегии расширения за счет традиционной розничной торговли. Граница, казалось бы прочно установленная между мирами «цифровых» и «нецифровых» предприятий, почти исчезла. Конечно, эти потрясения произошли не вдруг. Крупные компании из традиционных отраслей все чаще «оцифровывались», покупая молодые инновационные предприятия.
СМИ отмечали возрождение корпоративных венчурных фондов . Десятилетиями этот инструмент использовался исключительно высокотехнологичными компаниями, вроде Xerox или IBM. Сегодня венчурное направление есть почти у каждой крупной компании в мире, независимо от индустрии. От аэрокосмической отрасли до банкинга, от розничной торговли до горнодобывающей промышленности — всё чаще корпорации вкладывают прибыль в финансирование бизнес-стартапов. При этом примерно половина денег выходит за пределы «родной» отрасли. Однако до какого-то момента потоки инвестиций выглядели несколько односторонними: старый мир постепенно поглощал новый. Как хвастался величайший футболист всех времен Пеле: «Вы забьете столько, сколько сможете, а мы — сколько захотим».
Считалось, что традиционная корпорация всегда сможет купить столько цифрового бизнеса, сколько захочет. Сделка Amazon — Whole Foods изменила игру. Цифровая сторона убедительно показала, что у нее тоже «есть кое-что в потертом кошельке». Встал большой вопрос: что произойдет, если по проторенному пути пойдут другие гиганты: Google, eBay или Ali Baba? Возможно, вопрос нужно начинать не с «если», а с «когда»? Что изменится, когда цифровые лидеры вторгнутся в более традиционные сферы бизнеса? Прежде всего, они принесут совершенно новую скорость развития. Вот как рос объем продаж некоторых ведущих традиционных розничных брендов с 1990 года: