Право на юмор: почему мы до сих пор не научились шутить на гендерные темы
Forbes Woman выясняет, отчего сложился стереотип, что юмор — мужская прерогатива, почему в рабочей обстановке на шутки со стороны женщины реагируют не так, как если шутит мужчина, и как в современном мире не навредить, шутя
Кажется, что юмористов-мужчин больше, чем женщин. Но если углубиться, женских имен начиная с ХХ века всплывет немало — от Любови Орловой и Фаины Раневской до участниц КВН, героинь Comedy Woman, блогеров вроде Насти Ивлеевой и звезд TikTok. А Эми Шумер, Мелисса Маккарти и Тина Фей и вовсе известны на весь мир и уже могут считаться классиками.
«Между собой девушки точно шутят не меньше мужчин», — уверена ведущая юмористического шоу, соосновательница агентства коммуникаций Belong Agency и участница TED Talks Ксения Дукалис. «Я всегда шучу, это часть меня и моего характера», — говорит она. Однако, по словам Дукалис, в публичном поле есть свои правила: «Действительно чувствуются фильтры: как полученные от родственников и среды, в которой ты росла, так и общественные. Например, когда я шучу и использую нецензурное слово, мне за это прилетает в комментариях, что девушке так нельзя».
У юмора нет пола, но есть гендер
Женский юмор (по крайней мере, в России), на первый взгляд, отличается от мужского. Тем не менее, юмор как явление не зависит от пола, показывают исследования, включающие в себя в том числе сканирование мозга. И женщины, и мужчины шутят и оценивают чужие шутки примерно одинаково.
«Юмор смешной или несмешной вне зависимости от национальных, расовых, гендерных и прочих различий. Если по-настоящему смешно, то смешно всем, кто имеет чувство юмора», — говорит практикующий психолог Ольга Лысенкова. С тем, что понятие юмора само по себе универсально, согласна и кандидат филологических наук Инна Вержинская. Но она замечает, что природа юмора заключается «в комическом противоречии установившейся норме» и потому нельзя рассмотреть его вне контекста, который и определяет уместность. «Определения «тонкий», «плоский», «черный» юмор контекстуальны и воспринимаются различно в зависимости от гендера говорящего. Так, «женский», «мужской» юмор можно охарактеризовать как ситуативный», — говорит Вержинская.
Право на юмор традиционно принадлежало мужчине, потому что юмор — дискурс критический, аналитический и в определенном смысле властный, объясняет культуролог, специалист по сценическим и перфомативным практикам современности Ольга Рогинская. «Позиция юмориста — позиция власти над ситуацией. Это делает понятным наличие фигуры шута при официальной власти. Шут подсвечивал официальную позицию, выявляя ее недостатки, и служил для власти зеркалом. Поэтому попытка женщин сыграть роль человека, который смеется, всегда считалась нелегитимной. Если я отстаиваю право на шутку, значит, я настаиваю на своем месте в этом мире и праве оценивать ситуацию, подвергать происходящее сомнению», — говорит эксперт.
Женский юмор — инструмент и свидетельство эмансипации, развивает в своей магистерской работе эту мысль культуролог Анастасия Камышанова. В рамках патриархатной культуры женщину наделяют рядом функций, несовместимых с амплуа юмориста. Во-первых, за женщиной закрепляют сохранение культурных ценностей, в то время как комик занимается их переосмыслением. Во-вторых, субъект юмора может проявлять агрессию (превосходство) в отношении объекта юмора. Мужская агрессия нормализована, женская — практически нет.
«Женщина-комик нуждается в двойной легитимации: она должна доказать публике, что она феминна, несмотря на свой статус комика, и она должна доказать, что она способна шутить, несмотря на то, что она — женщина», — пишет Камышанова.
Юмор мужчин также кажется смешнее в силу укоренившихся исторических событий, добавляет Вержинская: «Издавна сложилось убеждение, что мужчина брутальнее и сильнее женщины, мужчина-добытчик, ему больше приходится преодолевать какие-то трудности, чтобы прокормить свою семью, это его закаливает и заставляет смотреть на жизнь сквозь призму юмора. Юмор женщины больше носит характер ответной реакции на юмор мужчины».
Кроме того, не будем забывать, что юмор — это творчество. А женская творческая энергия до сих пор зачастую большей частью тратится на семью, поэтому мы меньше встречаем женщин в творческой сфере в принципе, замечает Лысенкова. С этим согласна и Рогинская: по ее словам, мужчина изначально смеется с ощущением права на это, в то время как у женщины много энергии уходит на само отвоевывание этого права и меньше ресурса остается на смех как таковой.