Самый обсуждаемый российский каллиграф Покрас Лампас

EsquireРепортаж

Покрас Лампас — о современной культуре, русском искусстве и NFT

Фото: Ксения Шарафутдинова / Esquire

Самый обсуждаемый российский каллиграф стал первым гостем рубрики "Диалоги" на Esquire Weekend 5 июня. Покрас рассказал главному редактору Esquire Сергею Минаеву о роли искусства в продвижении социально значимых вопросов, о том, почему не стоит объяснять каждому, что хотел сказать художник, и о том, почему Россия отстает от мировой повестки. А еще — по полочкам разложил, как работает рынок NFT-токенов и почему за ними — будущее.

Ты только что вернулся из Монако. Что ты там делал?

Я открыл сезон заграничных проектов и написал первый легальный мурал в Монако. Там на государственном уровне был запрещен стрит-паблик-арт. Мы в прошлом году договорились через галерею сделать первую публичную роспись. Из-за карантина, естественно, никто никуда не улетел. Мы год готовились, и в этот раз все прошло успешно.

До поездки во Францию ты создал большой мурал на Большой Якиманке вместе с «Лизой Алерт» — “Имена пропавших детей”. Это очень значимый и красивый проект, расскажи о нем.

В России художники имеют уникальную возможность не просто поддерживать социально значимые инициативы, а менять общественный взгляд на культурные или социальные парадигмы. Развивать людей. Взять ту же тему пропажи детей. Для многих она табуирована, неприятна: мы сами не то чтобы хотим видеть в ленте инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) посты о потерявшихся детях. Это очень тяжело. Мы стараемся визуально себя от этого оградить. Расписать фасад в центре города, который бы стал высказыванием на такую сложную тему, — непростая задача. И я рад, что нашелся подходящий визуальный язык — текст, который написан будто бы мелом на большой черной доске. Его можно стереть, можно что-то вписать. Довольно метафоричная история получилась.

А как этот проект случился? Кто на тебя вышел? Или ты сам его предложил?

На меня вышли ребята из отряда “Лиза Алерт” и предложили поработать вместе. Естественно, мы сразу стали выбирать фасад, но про Якиманку сначала не думали. В итоге она оказалась одной из лучших точек. Во-первых, исторический район Москвы — с интеллигенцией, с культурой, с художественными институциями. Там уместно, на мой взгляд, поднимать остро-социальные темы. Кроме того, местная префектура довольно прогрессивна и благосклонна к современному искусству: никто не влиял на мою работу, не внес ни единой правки в эскиз.

Мне кажется, что за последние два года, во всяком случае, московские власти стали суперфрендли к современному искусству. Кто часто бывает на Ленинградском вокзале в Москве, обратите внимание на два больших, безумно красивых мурала Димы Аске. Еще лет пять назад такого нельзя было представить.

Работы Димы Аске потрясающие. На мой взгляд, это одни из лучших работ в Москве с точки зрения современного искусства и паблик-арта. Но ситуация с муралами в целом в Москве нестабильная. Есть две точки: искусство, которое появляется в городской среде, и реклама (баннеры, которые, как и растяжки, запрещены в городе, но при этом есть возможность согласовать их в виде граффити). Законы, которые вышли у нас в прошлом и позапрошлом годах, как раз регулировали то, что должно появиться в городе, как это должно быть нанесено, с кем должно быть согласовано и так далее (речь в том числе о распоряжении правительства Москвы запретить граффити с коммерческой составляющей. — Esquire). Но, к сожалению, из-за этого закона закрасили очень много других работ. Работ действительно крутых с точки зрения искусства, с точки зрения художников и с точки зрения того, что работы являлись неким элементом негласной навигации в городе. Поэтому мне кажется, что одна из наших с тобой задач — донести мысль, что Москве нужно больше муралов. Больше поддержки российских художников — прогрессивных, крутых, которых с распростертыми объятиями ждут за рубежом, но они могли бы сделать Москву еще круче и современнее.

Давай поговорим о совсем молодых ребятах. Например, с журналистикой все более-менее понятно: пиши в несколько оставшихся на плаву СМИ, в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в Telegram. Если ты умеешь писать, тебя заметят и начнут платить. А если человек рисует, создает современное искусство, к кому ему прибиться? В девяностые нужно было найти галериста, чтобы он тебя продвигал. Как сейчас?

Сейчас есть свободная возможность рассказать о себе в интернете, социальные сети очень демократизировали этот путь художника и связь с аудиторией. TikTok, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), VK — действительно рабочие инструменты, потому что все мы ищем новые источники вдохновения и потребления контента. Современному артисту важно понимать, что сейчас у него гораздо больше возможностей стать известным, чем раньше. Но напрашивается вопрос: а что именно всем надо о тебе узнать? И как себя правильно подать? Такой шанс выпадает раз или два в год, и если ты выставишь слабую работу, никто не станет тебя обсуждать и вряд ли вернется к тебе через какое-то время, чтобы посмотреть, вырос ли ты как художник.

Мурал с именами пропавших детей на большой Якиманке в Москве
Мурал с именами пропавших детей на большой Якиманке в Москве. Фото: Александр Сайганов / SOPA Images / LightRocket / Getty Images

А конкуренция большая?

Конкуренция одновременно и большая, и никакая, потому что искусство всегда на шаг впереди социума. То, что появляется в массовом искусстве, изначально зарождается в андеграунде. Поэтому художники должны понимать, что есть цикл: сначала о тренде узнает десять человек, потом — сто, потом — тысяча, потом — десять тысяч, потом — миллион. И если ты перепрыгнешь от десяти человек сразу к миллиону, минуя промежуточные этапы, то не поймешь, как тебя идентифицируют, почему именно ты стал известным. Важно становиться популярным благодаря не резонансной, провокационной работе, за которой нет художественного бэкграунда, а благодаря авторской идее, философии и выдержанной визуальной или смысловой концепции. Когда ты смотришь на артиста и думаешь: «Блин, он вымахает в гиганта, и я хочу быть у истоков его творчества».

А как понять, вырастет в гиганта или не вырастет? Это исключительно чутье?

Вот тут, кстати, интересный момент: есть чутье, а есть экспертность, которая позволяет определить...

Что такое экспертность в данном случае? Насмотренность? Я приведу пример. Я ни черта не понимаю в современном искусстве. Два года назад так вышло, что я последовательно посетил пять очень важных музеев мира: Tate Modern, UCLA в Лос-Анджелесе, музей Гуггенхайма, и закончили мы в Вене. И вот я стою у большого-большого полотна и думаю: «Это, наверное, Ротко». Подхожу — конечно, не Ротко, а какой-то австрийский чувак. То есть они все для меня слились в одно большое пятно. Хотя я довольно много картин и художников за год посмотрел.

Ты смотрел сильные коллекции, музейное достояние. Они дали тебе общее представление о художественном периоде — второй половине XX века. А скажи, ты часто в музеях пользовался аудиогидом?

Никогда в жизни.

Это проблема, потому что аудиогид расставляет по местам такие вещи, которые ты не успеваешь подмечать самостоятельно из-за особенностей потребления информации. Как минимум всегда есть раздражитель: ты идешь по музею, телефон разрывается от сообщений редакции, ты думаешь, с кем обещал встретиться сегодня вечером, и так далее. А когда ты идешь с аудиогидом, так или иначе фокусируешься не только визуально, но и аудиально — запоминается больше информации. Я многим советую: приходите в музеи современного искусства и не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь брать друзей, которые увлекаются искусством, и брать экскурсоводов, аудиогиды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 запрещенных советских фильмов 10 запрещенных советских фильмов

Шедевры советского кино, отправленные "на полку"

Esquire
Под именем Палласа: 5 представителей флоры и фауны России, названных в честь великого ученого Под именем Палласа: 5 представителей флоры и фауны России, названных в честь великого ученого

В честь Палласа названо множество видов животных, растений и даже кратер на Луне

Вокруг света
Валдис Пельш: Как ревели горы Валдис Пельш: Как ревели горы

История-подъем, превозмогание, смелость и безумие

Maxim
Идеи для продуктивных людей от человека, который полгода писал про продуктивность Идеи для продуктивных людей от человека, который полгода писал про продуктивность

Пять правил продуктивности, которые изменят повседневный подход к работе

VC.RU
Нация умных людей Нация умных людей

История израильского экономического чуда

kiozk originals
Если болит желудок или кишечник... Если болит желудок или кишечник...

Часто болит желудок или кишечник? Эксперты советуют, как решить проблему

Cosmopolitan
Как заставить девушку полюбить футбол Как заставить девушку полюбить футбол

Как подсадить девушку на футбол?

Maxim
Самое большое простое число Самое большое простое число

«СБПЧ» – самая веселая и умная группа русской инди-сцены

Собака.ru
Святая, которая не ходит в туалет: слава и ужасная смерть мошенницы Анны Ламинит Святая, которая не ходит в туалет: слава и ужасная смерть мошенницы Анны Ламинит

История мошенницы, которая заставила всю Европу поклоняться себе

Cosmopolitan
Корректировка смыслов. Тест-драйв Porsche Panamera 2021 года Корректировка смыслов. Тест-драйв Porsche Panamera 2021 года

Porsche Panamera 2021 — самая быстрая версия в истории

РБК
Марсианские каникулы: рассказываем о путешествиях на Марс Марсианские каникулы: рассказываем о путешествиях на Марс

Самое время освежить в памяти историю изучения Красной планеты

Популярная механика
Шелушение, тусклость, слипшиеся пряди: что не так с бессульфатными шампунями? Шелушение, тусклость, слипшиеся пряди: что не так с бессульфатными шампунями?

Так ли плохи сульфаты и пена, которую они образуют?

Cosmopolitan
Мы все манипуляторы? Мы все манипуляторы?

Каждый из нас способен на манипуляцию — мы учимся в самом раннем детстве

Psychologies
Личный опыт: почему руль Rolls-Royce Ghost жаль отдавать водителю Личный опыт: почему руль Rolls-Royce Ghost жаль отдавать водителю

За рулем нового Rolls-Royce Ghost точно стоит решиться на путешествие

Forbes
Таитянские улитки пережили вымирание сородичей благодаря любви к освещенным местам Таитянские улитки пережили вымирание сородичей благодаря любви к освещенным местам

Здесь им не страшны инвазивные хищные улитки.

N+1
Конор Макгрегор Конор Макгрегор

Что можно взять на вооружение из стиля жизни и тренировок Конора Макгрегора?

Maxim
Три персонажа в поисках сюжета Три персонажа в поисках сюжета

Прима-балерина Светлана Захарова могла бы уйти в политику, но предпочла театр

GQ
Живительный церий Живительный церий

Прообразы будущих препаратов, которые могли бы получить практическое применение

Наука и жизнь
Нужно ли вмешиваться в чужие конфликты? Нужно ли вмешиваться в чужие конфликты?

Так стоит ли пытаться мирить близких людей?

Psychologies
Крепкий орешек за баранкой Крепкий орешек за баранкой

«Ледяной драйв», олдскульый боевик с Лиамом Нисоном

Weekend
По €100 за килограмм: из чего и как на самом деле создаются духи По €100 за килограмм: из чего и как на самом деле создаются духи

Главы из книги Луки Турина «Секрет аромата: от молекулы до духов»

Forbes
Космическая археология: памятники, обнаруженные свысока Космическая археология: памятники, обнаруженные свысока

Кому предназначали обитатели пустыни Наска свои гигантские рисунки?

Популярная механика
7 лучших научно-фантастических циклов десятилетия 7 лучших научно-фантастических циклов десятилетия

Вспоминаем лучшие фантастические циклы 2010-х годов

Популярная механика
8 неожиданных плюсов для здоровья от употребления пива 8 неожиданных плюсов для здоровья от употребления пива

Ученые нашли 8 аргументов в пользу употребления пива

Maxim
Зураб Джапаридзе. Я был тенью Баталова Зураб Джапаридзе. Я был тенью Баталова

Зураб Джапаридзе о наследстве Алексея Баталова

Коллекция. Караван историй
Одного пола ягоды: существует ли на самом деле женская солидарность? Одного пола ягоды: существует ли на самом деле женская солидарность?

Антонина Козлова весьма скептически относится к идее женской солидарности

Cosmopolitan
Звезды, чью жизнь изменили татуировки (или так совпало?) Звезды, чью жизнь изменили татуировки (или так совпало?)

Сегодня тату делают для красоты, но иногда кажется, что их магия существует

Cosmopolitan
Куда исчезает тополиный пух Куда исчезает тополиный пух

Почему в какой-то момент улицы резко очищаются от летнего снега?

Популярная механика
Бирюзовая компания: что такое холакратия Бирюзовая компания: что такое холакратия

Что такое бирюзовые компании и как организована работа в них?

Популярная механика
Осознанные занятия спортом помогают бороться с тревогой Осознанные занятия спортом помогают бороться с тревогой

Как справиться с тревогой с помощью физических нагрузок?

Psychologies
Открыть в приложении