Самый обсуждаемый российский каллиграф Покрас Лампас

EsquireРепортаж

Покрас Лампас — о современной культуре, русском искусстве и NFT

Фото: Ксения Шарафутдинова / Esquire

Самый обсуждаемый российский каллиграф стал первым гостем рубрики "Диалоги" на Esquire Weekend 5 июня. Покрас рассказал главному редактору Esquire Сергею Минаеву о роли искусства в продвижении социально значимых вопросов, о том, почему не стоит объяснять каждому, что хотел сказать художник, и о том, почему Россия отстает от мировой повестки. А еще — по полочкам разложил, как работает рынок NFT-токенов и почему за ними — будущее.

Ты только что вернулся из Монако. Что ты там делал?

Я открыл сезон заграничных проектов и написал первый легальный мурал в Монако. Там на государственном уровне был запрещен стрит-паблик-арт. Мы в прошлом году договорились через галерею сделать первую публичную роспись. Из-за карантина, естественно, никто никуда не улетел. Мы год готовились, и в этот раз все прошло успешно.

До поездки во Францию ты создал большой мурал на Большой Якиманке вместе с «Лизой Алерт» — “Имена пропавших детей”. Это очень значимый и красивый проект, расскажи о нем.

В России художники имеют уникальную возможность не просто поддерживать социально значимые инициативы, а менять общественный взгляд на культурные или социальные парадигмы. Развивать людей. Взять ту же тему пропажи детей. Для многих она табуирована, неприятна: мы сами не то чтобы хотим видеть в ленте инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) посты о потерявшихся детях. Это очень тяжело. Мы стараемся визуально себя от этого оградить. Расписать фасад в центре города, который бы стал высказыванием на такую сложную тему, — непростая задача. И я рад, что нашелся подходящий визуальный язык — текст, который написан будто бы мелом на большой черной доске. Его можно стереть, можно что-то вписать. Довольно метафоричная история получилась.

А как этот проект случился? Кто на тебя вышел? Или ты сам его предложил?

На меня вышли ребята из отряда “Лиза Алерт” и предложили поработать вместе. Естественно, мы сразу стали выбирать фасад, но про Якиманку сначала не думали. В итоге она оказалась одной из лучших точек. Во-первых, исторический район Москвы — с интеллигенцией, с культурой, с художественными институциями. Там уместно, на мой взгляд, поднимать остро-социальные темы. Кроме того, местная префектура довольно прогрессивна и благосклонна к современному искусству: никто не влиял на мою работу, не внес ни единой правки в эскиз.

Мне кажется, что за последние два года, во всяком случае, московские власти стали суперфрендли к современному искусству. Кто часто бывает на Ленинградском вокзале в Москве, обратите внимание на два больших, безумно красивых мурала Димы Аске. Еще лет пять назад такого нельзя было представить.

Работы Димы Аске потрясающие. На мой взгляд, это одни из лучших работ в Москве с точки зрения современного искусства и паблик-арта. Но ситуация с муралами в целом в Москве нестабильная. Есть две точки: искусство, которое появляется в городской среде, и реклама (баннеры, которые, как и растяжки, запрещены в городе, но при этом есть возможность согласовать их в виде граффити). Законы, которые вышли у нас в прошлом и позапрошлом годах, как раз регулировали то, что должно появиться в городе, как это должно быть нанесено, с кем должно быть согласовано и так далее (речь в том числе о распоряжении правительства Москвы запретить граффити с коммерческой составляющей. — Esquire). Но, к сожалению, из-за этого закона закрасили очень много других работ. Работ действительно крутых с точки зрения искусства, с точки зрения художников и с точки зрения того, что работы являлись неким элементом негласной навигации в городе. Поэтому мне кажется, что одна из наших с тобой задач — донести мысль, что Москве нужно больше муралов. Больше поддержки российских художников — прогрессивных, крутых, которых с распростертыми объятиями ждут за рубежом, но они могли бы сделать Москву еще круче и современнее.

Давай поговорим о совсем молодых ребятах. Например, с журналистикой все более-менее понятно: пиши в несколько оставшихся на плаву СМИ, в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в Telegram. Если ты умеешь писать, тебя заметят и начнут платить. А если человек рисует, создает современное искусство, к кому ему прибиться? В девяностые нужно было найти галериста, чтобы он тебя продвигал. Как сейчас?

Сейчас есть свободная возможность рассказать о себе в интернете, социальные сети очень демократизировали этот путь художника и связь с аудиторией. TikTok, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), VK — действительно рабочие инструменты, потому что все мы ищем новые источники вдохновения и потребления контента. Современному артисту важно понимать, что сейчас у него гораздо больше возможностей стать известным, чем раньше. Но напрашивается вопрос: а что именно всем надо о тебе узнать? И как себя правильно подать? Такой шанс выпадает раз или два в год, и если ты выставишь слабую работу, никто не станет тебя обсуждать и вряд ли вернется к тебе через какое-то время, чтобы посмотреть, вырос ли ты как художник.

Мурал с именами пропавших детей на большой Якиманке в Москве
Мурал с именами пропавших детей на большой Якиманке в Москве. Фото: Александр Сайганов / SOPA Images / LightRocket / Getty Images

А конкуренция большая?

Конкуренция одновременно и большая, и никакая, потому что искусство всегда на шаг впереди социума. То, что появляется в массовом искусстве, изначально зарождается в андеграунде. Поэтому художники должны понимать, что есть цикл: сначала о тренде узнает десять человек, потом — сто, потом — тысяча, потом — десять тысяч, потом — миллион. И если ты перепрыгнешь от десяти человек сразу к миллиону, минуя промежуточные этапы, то не поймешь, как тебя идентифицируют, почему именно ты стал известным. Важно становиться популярным благодаря не резонансной, провокационной работе, за которой нет художественного бэкграунда, а благодаря авторской идее, философии и выдержанной визуальной или смысловой концепции. Когда ты смотришь на артиста и думаешь: «Блин, он вымахает в гиганта, и я хочу быть у истоков его творчества».

А как понять, вырастет в гиганта или не вырастет? Это исключительно чутье?

Вот тут, кстати, интересный момент: есть чутье, а есть экспертность, которая позволяет определить...

Что такое экспертность в данном случае? Насмотренность? Я приведу пример. Я ни черта не понимаю в современном искусстве. Два года назад так вышло, что я последовательно посетил пять очень важных музеев мира: Tate Modern, UCLA в Лос-Анджелесе, музей Гуггенхайма, и закончили мы в Вене. И вот я стою у большого-большого полотна и думаю: «Это, наверное, Ротко». Подхожу — конечно, не Ротко, а какой-то австрийский чувак. То есть они все для меня слились в одно большое пятно. Хотя я довольно много картин и художников за год посмотрел.

Ты смотрел сильные коллекции, музейное достояние. Они дали тебе общее представление о художественном периоде — второй половине XX века. А скажи, ты часто в музеях пользовался аудиогидом?

Никогда в жизни.

Это проблема, потому что аудиогид расставляет по местам такие вещи, которые ты не успеваешь подмечать самостоятельно из-за особенностей потребления информации. Как минимум всегда есть раздражитель: ты идешь по музею, телефон разрывается от сообщений редакции, ты думаешь, с кем обещал встретиться сегодня вечером, и так далее. А когда ты идешь с аудиогидом, так или иначе фокусируешься не только визуально, но и аудиально — запоминается больше информации. Я многим советую: приходите в музеи современного искусства и не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь брать друзей, которые увлекаются искусством, и брать экскурсоводов, аудиогиды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрею Тарковскому — 90 лет. Как главный классик отечественного кино объяснял свои фильмы? Андрею Тарковскому — 90 лет. Как главный классик отечественного кино объяснял свои фильмы?

Андрея Тарковского легко отыскать в современном кинематографе

Esquire
«‎Из памяти твоей я выну этот день…». Вспоминаем Анну Ахматову «‎Из памяти твоей я выну этот день…». Вспоминаем Анну Ахматову

23 июня в Петербурге люди собираются в саду и читают стихи Ахматовой

Seasons of life
Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов» Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов»

Об актуализации генетической памяти и принципе пестрых овец Иакова

СНОБ
Чистая победа! Чистая победа!

10 способов избавиться от пыли в квартире

Лиза
Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки Что такое «высокофункциональная тревожность» и есть ли у вас ее признаки

Девять признаков «высокофункциональной тревожности»

Maxim
Харассмент на работе: что это такое и как с ним бороться Харассмент на работе: что это такое и как с ним бороться

Что делать тем, кто подвергся харассменту? Выясняем вместе с экспертами

Psychologies
Шеф-повар ресторана Touch Никита Кузьменко — о ферментации и соли из пчел Шеф-повар ресторана Touch Никита Кузьменко — о ферментации и соли из пчел

Интервью с шефом ресторана Touch о том, что такое новая русская кухня

РБК
Действительно ли модная индустрия попала в сети тиктока? Действительно ли модная индустрия попала в сети тиктока?

Кажется, модные бренды слишком очарованы приложением в этом сезоне. Но стоит ли?

GQ
TAIGA и тайны Вселенной TAIGA и тайны Вселенной

TAIGA — гамма-обсерватория, позволяющая наблюдать за выплесками энергии

Эксперт
Чем дорогие стиральные машины отличаются от бюджетных? Чем дорогие стиральные машины отличаются от бюджетных?

Дорогие стиральные машины: в чем их преимущество?

CHIP
«Нас не испугал диагноз»: история мамы детей с особенностями развития «Нас не испугал диагноз»: история мамы детей с особенностями развития

История семьи, которая воспитывает детей с особенностями развития

Cosmopolitan
«Брак с другими видами» Юкико Мотоя — книга о метаморфозах отношений в современном обществе от одного из самых необычных японских авторов «Брак с другими видами» Юкико Мотоя — книга о метаморфозах отношений в современном обществе от одного из самых необычных японских авторов

Фрагмент заглавного рассказа из книги Юкико Мотои «Брак с другими видами»

Esquire
Жития смешных: 93 факта о «Симпсонах», которые мало кто знает Жития смешных: 93 факта о «Симпсонах», которые мало кто знает

«Симпсоны»!!! Они с каждым сезоном становятся все лучше и лучше

Maxim
Пудинг от леди Ди, чатни от Кейт Миддлтон и другие рецепты королевской семьи Пудинг от леди Ди, чатни от Кейт Миддлтон и другие рецепты королевской семьи

Кулинарные привычки жителей Лондона и любимые блюда королевское семьи

Cosmopolitan
Психика дороже: почему теннисистка Наоми Осака снялась с турнира и повлияет ли это на ее контракты Психика дороже: почему теннисистка Наоми Осака снялась с турнира и повлияет ли это на ее контракты

Почему спонсоры прощают теннисистке Наоми Осаке все её решения?

Forbes
Моя забота Моя забота

Чтобы питомцу было хорошо и он жил долго, надо за ним правильно ухаживать

Cosmopolitan
Многоликий никотин Многоликий никотин

Какую пользу может принести главный алкалоид табака

Наука
Цветы жизни Цветы жизни

Лев Рубинштейн — о разных ипостасях роз и обманутых ожиданиях

GQ
Казанова или Чикатило? Разрешенные и запрещенные способы соблазнения Казанова или Чикатило? Разрешенные и запрещенные способы соблазнения

Как соблазнять женщин без угрызений совести и Уголовного кодекса

Maxim
Маршрут построен Маршрут построен

12 лучших автопутешествий по 1/9 части суши планеты Земля

Men’s Health
15 мыслей Юрия Стоянова 15 мыслей Юрия Стоянова

Юрий Стоянов — о кровопийцах, стендаперах, прошлом, будущем и несбыточном

GQ
Ярослав Андреев: Дети – это всегда первооткрыватели Ярослав Андреев: Дети – это всегда первооткрыватели

Он создал агентство WildJam и превратил видеоблогинг в многомиллионный бизнес

Maxim
5 главных травм при беге 5 главных травм при беге

О травмах надо помнить всегда, особенно когда собираешься пробежать марафон

GQ
Ночь в коробке под мостом, насмешки сослуживцев и другие факты о принце Уильяме Ночь в коробке под мостом, насмешки сослуживцев и другие факты о принце Уильяме

Малоизвестные факты о принце Уильяме

Cosmopolitan
Точно нужно: советы промышленных экспортеров Точно нужно: советы промышленных экспортеров

Что нужно промышленникам для успешного экспорта своей продукции?

Forbes
Польские археологи обнаружили пещерное захоронение девочки с головами зябликов во рту Польские археологи обнаружили пещерное захоронение девочки с головами зябликов во рту

Уникальное погребение эпохи Нового времени найдено неподалеку от города Кракова

N+1
Все, что ты должна знать о гиалуроновой кислоте Все, что ты должна знать о гиалуроновой кислоте

Что такое на гиалуроновая кислота самом деле, откуда берется и что умеет?

Cosmopolitan
«Примапур» поднимает рождаемость «Примапур» поднимает рождаемость

Препарат «Примапур» направлен на стимуляцию репродуктивной системы у женщин

Эксперт
Герои сериалов, лиц которых мы никогда не видели Герои сериалов, лиц которых мы никогда не видели

Закадровые персонажи, которые вошли в историю кинематографа

Maxim
В саду цветут орхидеи В саду цветут орхидеи

Каким бывает Венерин башмачок

Наука и жизнь
Открыть в приложении