Как создавались части монументальной композиции «Тайная Вечеря»

ForbesКультура

«По примеру богов»: как Генрих Семирадский делал росписи для храма Христа Спасителя

До 3 июля в Новой Третьяковке идет выставка Генриха Семирадского «По примеру богов», где показывают части монументальной композиции «Тайная Вечеря» для храма Христа Спасителя, — его оригинальные росписи создавались на протяжении 20 лет лучшими русскими художниками XIX века

Валентина Старова

Посетители на выставке «Генрих Семирадский. По примеру богов» в Новой Третьяковке (Фото Гавриила Григорова / ТАСС)

Грандиозному храму-памятнику, посвященному победе в войне 1812 года, предстояло стать символом торжества православия. Говорят, что здание по проекту Константина Тона возвели на месте разрушенного Алексеевского женского монастыря, под проклятия его настоятельницы. Факт недоказанный, однако за 40 лет строительства собора его преследовали самые разнообразные несчастья, в том числе пожары, затопления, обвалы. Простоял «великий Храм-Витязь в шапке литого золота», как поэтически назвал его писатель Иван Шмелев, совсем недолго, почти столько же, сколько строился. Освятили в 1883-м, снесли в 1931-м.

В своем проекте архитектор Тон опирался на образцы древнерусских соборных церквей византийского типа, им соответствовал и внутренний интерьер. По традициям православного искусства стены украсили сюжетными и орнаментальными росписями, которые занимали огромную площадь в 23 000 кв. м.

Г. И. Семирадский. «Тайная вечеря». 1878 Эскиз росписи для храма Христа Спасителя в Москве . Государственный Русский музей

Куратор выставки «По примеру богов: Генрих Семирадский», замдиректора Третьяковки по научной работе Татьяна Карпова рассказывает, что за время строительства храма сменилось несколько поколений художников и архитекторов различных эстетических ориентаций, и в результате к художественному оформлению интерьера имели отношение почти все крупные русские художники XIX века, в том числе и Генрих Семирадский.

Мастер античной идиллии Генрих Семирадский пользовался благосклонностью царской семьи, и на него сыпались заказы от великих князей. Хотя искусствоведов порой раздражали его увлечение внешними эффектами и холодность, публика его боготворила.

Масштабные полотна Семирадского на библейские и античные темы хорошо известны, но для храма Христа Спасителя художник освоил и евангельскую тему. Для московского храма он создал семь работ. Не все они получили однозначно положительный отклик критики. Например, о композиции «Александр Невский принимает папских легатов» одна из петербургских газет того времени написала, что толстая с короткими жирными пальцами фигура Невского напоминает утопающего в роскоши римского императора.

Но «Тайная Вечеря» вызвала всеобщее одобрение. «Это была самая популярная работа в храме, — рассказывает Татьяна Карпова. — Даже Репин, ярый критик Семирадского, отмечал ее качество. Он писал Стасову, что это лучшее, что есть в храме».

А там было из чего выбирать. В росписи принимали участие около 40 художников, среди них — Иван Крамской и Василий Суриков, Илларион Прянишников и Виктор Васнецов, Владимир Маковский и Василий Петрович Верещагин, тезка знаменитого баталиста Василия Васильевича Верещагина.

Посетительница у картины «Рим. Капитолий» (1992 г.) художника Валерия Кошлякова на выставке «Генрих Семирадский» (Фото Гавриила Григорова·ТАСС)

Памятник нереализованным проектам

Выражаясь современным языком, строительство храма — типичный образец долгостроя. В то время академический романтизм и его крупнейшие представители Карл Брюллов, Федор Бруни, Александр Иванов с «их почтительным отношением к церковной живописи, как к одной из высших форм творчества», как писал искусствовед из Русского музея Павел Климов, уже отживали свой век. Храм начинали строить в то время, когда романтики-академики еще считались непререкаемыми авторитетами. Казалось бы, проект такого масштаба не мог пройти мимо них. Но парадоксальным образом никто из героев романтизма не получил заказов на роспись храма.

Брюллов не смог из-за слабого здоровья, которое он подорвал, расписывая купол Исаакиевского собора. История с приглашением Александра Иванова растянулась на несколько лет. По словам старшего научного сотрудника НИИ Российской Академии художеств Натальи Бартельс, художник вначале отказался, так как спешил завершить дело своей жизни, картину «Явление Христа народу». Роспись храма потребовала бы отложить работу над полотном на несколько лет. Однако спустя пару лет после первого предложения, находясь в стесненных обстоятельствах, Иванов все же взялся за эскизы образа Воскресения Христова, которые до него уже разрабатывал Брюллов. Для этого художник просил подыскать ему в Москве древнерусские иконы Воскресения. Но тут архитектор Тон предложил Иванову другой сюжет: вместо заалтарного образа писать евангелистов в парусах, то есть в значительно менее «престижных» местах. Иванов обиделся и отказался.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Краткая история времени Краткая история времени

От Большого взрыва до черных дыр

kiozk originals
Спорт без боли и дискомфорта: современные технологии, которые помогут вам бегать правильно Спорт без боли и дискомфорта: современные технологии, которые помогут вам бегать правильно

Бег — одновременно и очень простое, и довольно сложное занятие

ТехИнсайдер
3 урока, которые я извлек из 10 лет психотерапии 3 урока, которые я извлек из 10 лет психотерапии

К каким открытиям может привести психотерапия?

Psychologies
Болонская система прощается, но не уходит Болонская система прощается, но не уходит

Изменения в высшем образовании неизбежны

Эксперт
Финтех для Африки: как Chipper Cash упрощает переводы в развивающихся странах Финтех для Африки: как Chipper Cash упрощает переводы в развивающихся странах

Двое молодых людей Уганды и Ганы придумали, как можно заработать целое состояние

Forbes
Другая история. Зачем экономист из Орска переехал в старинный Плес Другая история. Зачем экономист из Орска переехал в старинный Плес

В чем ценность естественного облика малых городов

СНОБ
Ментоловые слезы. О фильме «Главная роль» Ментоловые слезы. О фильме «Главная роль»

«Главная роль» — фильм аргентинских режиссеров Мариано Кона и Гастона Дюпра

СНОБ
Какие элитные дома Москвы построены на месте кладбищ? Какие элитные дома Москвы построены на месте кладбищ?

Премиум-апартаменты на костях

Вокруг света
Действующие и потухшие: 5 самых красивых вулканов России Действующие и потухшие: 5 самых красивых вулканов России

Труднодоступные, но желанные локации, до которых доберется не каждый

Вокруг света
На пути к климатической нейтральности На пути к климатической нейтральности

В стране будет организована широкая сеть карбоновых полигонов

Агроинвестор
Классика для жизни Классика для жизни

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»

Seasons of life
Виктор Франкл: в чем смысл нашей жизни и зачем в ней страдания Виктор Франкл: в чем смысл нашей жизни и зачем в ней страдания

В чем же смысл жизни?

Вокруг света
Эти существа возводят горы и насыщают породу минералами, но вы их никогда не увидите Эти существа возводят горы и насыщают породу минералами, но вы их никогда не увидите

Поколения губок, мириады бактерий – настоящие создатели современной земной коры

ТехИнсайдер
Наименьшая единица измерения времени — это как? Наименьшая единица измерения времени — это как?

Ученые измерили самую короткую единицу времени

ТехИнсайдер
«Это как пойти в банкомат, снять деньги и сжечь их». Почему малому бизнесу не нужна собственная торговая марка «Это как пойти в банкомат, снять деньги и сжечь их». Почему малому бизнесу не нужна собственная торговая марка

Почему собственная торговая марка — беда для небольших компаний

Inc.
Актрисы и демоницы: пять книг, которые мы будем читать этим летом Актрисы и демоницы: пять книг, которые мы будем читать этим летом

Несколько интересных художественных новиков

Forbes
«Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях «Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях

Отрывок из «Дневника обезьянки» — автобиографической книги Джейн Биркин

Forbes
«Хочешь без презерватива?»: Ирина Шихман рассказала о «бурной сексуальной жизни» «Хочешь без презерватива?»: Ирина Шихман рассказала о «бурной сексуальной жизни»

Ирина Шихман ответила на курьезный вопрос Софьи Шац

VOICE
Виктор Забуга Виктор Забуга

Художник Виктор Забуга — адепт примитивизма и наивного искусства

Собака.ru
Вопрос психологу: как пережить расставание? Вопрос психологу: как пережить расставание?

Как пережить расставание с наименьшими потерями? Как отпустить человека?

Правила жизни
Почему отношения «как в кино» не работают? Почему отношения «как в кино» не работают?

Идеальные отношения «из кино» в реальной жизни нас разочаруют

Psychologies
10 персонажей из новых фильмов, которых режиссеры «зря потратили» на экране 10 персонажей из новых фильмов, которых режиссеры «зря потратили» на экране

Колоритные и важные герои, которые вдруг покрылись пылью на задворках сценария

Maxim
Солнечная вспышка ускорила почти все электроны в объеме высвобождения магнитной энергии Солнечная вспышка ускорила почти все электроны в объеме высвобождения магнитной энергии

Проанализировали наблюдения солнечной вспышки, которая произошла в 2017 году

N+1
Страшное нaпадение акул 1916 года, по которому сняли «Челюсти»: вот почему мы боимся акул Страшное нaпадение акул 1916 года, по которому сняли «Челюсти»: вот почему мы боимся акул

Страх перед акулами: откуда он появился?

ТехИнсайдер
О проекте Александра Химушина «Мир в лицах» и выставке в заполярной Дудинке О проекте Александра Химушина «Мир в лицах» и выставке в заполярной Дудинке

Мария Маханова отправилась на Таймыр, чтобы поговорить с Александром Химушиным

СНОБ
О чем поется в 10 самых популярных иностранных песнях О чем поется в 10 самых популярных иностранных песнях

Раскрываем суть шлягеров Queen, Depeche Mode, Rammstein и т.д

Maxim
Найден способ заставить комаров не взрослеть. Зачем это нужно ученым? Найден способ заставить комаров не взрослеть. Зачем это нужно ученым?

Ученые научились оставлять комаров «вечными детьми»

Вокруг света
Баловали, но держали в строгости: как воспитывали будущую королеву Елизавету II Баловали, но держали в строгости: как воспитывали будущую королеву Елизавету II

Детство королевы Елизаветы II было не таким, как у ее сверстников

Вокруг света
Чем полезна жимолость: 7 фактов Чем полезна жимолость: 7 фактов

В чем именно польза жимолости

РБК
Зимний пейзаж после боя Зимний пейзаж после боя

Весной 1938 года между СССР и Финляндией начались тайные переговоры

Дилетант
Открыть в приложении