Плюсы и минусы найма сотрудников разных поколений
Соискатели «экстремальных» возрастов никогда не пользовались популярностью у работодателей. Но так ли они плохи и стоит ли всерьез опасаться за бизнес, нанимая и молодежь, и «ветеранов»? Финансовый аналитик ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Зоя Стрелкова считает, что от сотрудничества и с теми, и с другими отказываться не стоит
Если собрать вместе 1000 руководителей компаний и спросить, чего им больше всего не хватает, 99% ответят: «Дельного персонала».
В то же время велико число людей, которые не могут найти работу, соответствующую их квалификации и зарплатным ожиданиям. Среди них есть как молодые специалисты, недавно окончившие вузы, так и люди зрелого возраста с большим профессиональным и жизненным опытом.
Работодатели неохотно принимают вчерашних студентов, еще не пробовавших себя в профессии, поскольку их придется учить. Но и в сторону взрослых соискателей, зачастую использующих устаревшие методы работы, смотрят с опаской.
Тем не менее наш опыт доказывает, что не стоит отказываться от сотрудничества с юными и зрелыми соискателями. Нужно только учесть ряд важных моментов.
New generation: системные отличия
Есть как минимум две причины, по которым компании отказываются сотрудничать с молодежью:
- отсутствие времени и желания кому-то что-то объяснять — проще сделать самому;
- непонимание того, как встроить молодых сотрудников в действующие процессы.
Истории «вертикального взлета» совсем юных предпринимателей — это все-таки исключения из правил. Вчерашние выпускники часто не знают элементарных норм делового этикета. Некоторые относятся к задачам как к студенческим курсовым работам: что-то накатал и сдал.
Между нынешней молодежью и поколением, начавшим карьеру 20 лет назад, существуют большие различия. Во-первых, вчерашним студентам близка идея «минимального жизнеспособного продукта»: не обязательно доводить товар или услугу до совершенства, можно выпустить на рынок еще сырую версию и посмотреть на реакцию потребителей, а если что — доработать. Старшее же поколение учили все доделывать до конца. И пока они думают, юные работники успевают перегореть и уйти в другие компании.
Во-вторых, молодые специалисты выросли на компьютерных играх, научивших их тому, что все можно исправить. Поэтому они не считают ошибки чем-то критичным. Потерять деньги на проекте и начать новый с нуля для них вполне нормально, как и получить негативный отзыв и отработать его.
В-третьих, те, кто сейчас только начинает свою карьеру, не готовы долго ждать результатов и признания. Они не считают себя непрофессионалами и хотят участвовать в делах и получать зарплату наравне с другими сотрудниками. Если какую-то задачу решить не удалось, к ней всегда можно вернуться.
Грамотно встроить новые детали в старую систему
Те, кто недавно вышел из университета, имеют в активе знание современных инструментов и готовность быстро осваивать новые. У них есть желание и силы, которых недостает «взрослым» работникам. Однако вчерашние выпускники вузов зачастую не умеют увидеть и оценить полную картину. Молодежи важнее применить на практике свежие знания, чем предварительно анализировать эффективность и целесообразность их использования.
Например, в компании сложилась общая система планирования проектов, а процедура обмена информацией между сотрудниками происходит через электронную почту. Однако представителям нового поколения больше нравится взаимодействие через специальные приложения. Они создали новые центры сбора информации — в Slack, Gira и т. д. В результате данные стали разрозненными, а тем, кто вовлечен сразу в несколько проектов, приходится тратить дополнительное время на то, чтобы вспомнить, где находятся те или иные сведения.