Как похитили «пивного короля» Фредди Хайнекена: история крупнейшего выкупа в Европе
Фредди Хайнекена, одного из богатейших людей Европы, похитили в 1983 году прямо на выходе из штаб-квартиры основанной его дедом пивоваренной компании. Для его освобождения из заложников потребовалась беспрецедентная полицейская операция и один из крупнейших выкупов в истории
Голос Фредди Хайнекена прорвался сквозь треск, когда диктофон прижали к трубке уличного телефона: «Это Сова. Выкуп собрали? Мышь готова к отправлению немедленно».
Слова Хайнекена стали началом беспрецедентной операции. Голландская полиция готовилась арестовать похитителей, которые несколько недель назад попали в заголовки газет по всему миру вместе с одним из богатейших и известнейших бизнесменов Европы. В то же время принадлежащая его семье компания готовилась заплатить один из крупнейших выкупов в мире. Сумма в четырех разных валютах и весом более 200 фунтов (91 кг) составляла $11 млн (эквивалентно сегодняшним $30 млн).
Холодным вечером 9 ноября 1983 года Альфред («Фредди») Хайнекен — внук основателя пивоварни Heineken и гений маркетинга и переговоров, превративший пиво компании в международный бренд, — вышел из офиса в центре Амстердама. Он ожидал, что его встретит давний шофер Эб Додерер, но вместо этого его окружили вооруженные мужчины, которые после непродолжительной борьбы затолкали его и шофера в минивэн.
Операция «Роллс-Ройс»
Тогда Хайнекен не мог знать, что за его поместьем, офисом и повседневной жизнью несколько месяцев следила банда из пяти человек, которые с военной точностью спланировали преступление в расчете на королевский выкуп. Мужчины, следившие за миллиардером, — Кор ван Хаут, Виллем Холлеедер, Ян Белльаард, Франц Майер и Мартин Эркампс — познакомились в юности в бедном квартале голландской столицы.
Тот мрачный Амстердам, в котором харизматичный лидер банды ван Хаут провел юность, контрастирует с современными Нидерландами, где власти закрывают тюрьмы из-за падения преступности до рекордно низкого уровня. В своем рассказе о похищении, опубликованном голландским журналистом Питером Р. де Врисом, ван Хаут описывал, как рано добился успеха в строительном бизнесе благодаря тому, что заключал выгодные сделки с недвижимостью, используя силовые методы в отношении сквоттеров, а также участвуя в иной сомнительной деятельности, которая приводила к трениям с законом. Ван Хаут утверждает, что его люди стали выискивать крупное дело после того, как экономический кризис положил конец их мечтам о роскошных машинах, скаковых лошадях и вечеринках.
Однако бывшие сотрудники голландской полиции подозревают, что сделки ван Хаута с недвижимостью и его бизнес были лишь прикрытием для нераскрытых вооруженных ограблений, организованных его бандой.
Еще до истории с Хайнекеном Европу накрыла волна похищений знаменитостей из-за жажды наживы и политических соображений, но Нидерланды на тот момент она не задела. Однако ван Хаут и остальные члены банды начали изучать разделы голландских газет о светской жизни и финансах в поиске подходящей цели.
«Мы установили несколько принципов. Для начала это дело должно было стать грандиозным. Нужно было, чтобы оно обеспечило нас до конца жизни — и чтобы мы не оказались за решеткой. Жертвой должен был стать кто-то, за кого быстро заплатят большой выкуп», — рассказывал ван Хаут.
Хайнекен к тому времени уже привлек к себе внимание банды, и не только потому что был «отвратительно богат», как говорил ван Хаут. Он рассказывал, как в детстве украдкой заглядывался на Mercedes-Benz пивного магната, а отец его друга Холлеедера много лет проработал на пивоваренном заводе, пока его не уволили за дебош.
«Мы были очень избирательны. Жертва должна была быть очень богата, но при этом не могла быть членом королевской семьи или политиком. Кроме того, кандидат должен был обладать железным здоровьем. Где найти такого супермена?» — говорил ван Хаут.
Амстердам — небольшой город: его население даже сейчас едва превышает 800 000 человек. Ван Хаут рассказывал, что сталкивался с миллиардером, когда тот без охраны ходил по набережным каналов. Еще одним совпадением в этой истории стало то, что свидетелем похищения стала общая приятельница Хайнекена и матери Холлеедера. Во время преступления Холлеедер оттолкнул ее в сторону, а его сообщник брызнул ей в лицо слезоточивым газом. Это было намеком на насилие, по пути которого потом пойдут члены банды.