Я рано поняла, что нам тут ничто не принадлежит, что нет ничего вечного

Караван историйРепортаж

Марина Брусникина: «От Табакова я готова была терпеть что угодно»

«Мои к нему любовь и уважение безграничны. К тому же наш опыт сотрудничества всегда был положительным, все, что я делала, он принимал. Лишь дважды этого не произошло».

Беседовала Алла Занимонец

Фото: В. Федоренко/РИА Новости

Марина, в начале нового театрального сезона вы вступили в должность главного режиссера Российского академического Молодежного театра (РАМТа). Как вы восприняли это — как вызов, как трудность, как заслуженную радость?

— Меня удивила и обрадовала бурная реакция театральной общественности. Почему-то эта новость взволновала огромное число людей, меня поздравляли, говорили, писали, что это для них радостно! Совершенно не ожидала такого резонанса. От себя скажу, что я очень рада выбору Алексея Владимировича Бородина, художественного руководителя РАМТа. То, что он предложил стать главным режиссером театра именно мне, — огромная честь.

— Да, событие не осталось незамеченным. И это накладывает большую ответственность. Потому что, если бы тихо вошли, можно было тихо работать...

— И тихо выйти, если что... Это верно. Я не боюсь творческих вызовов. Наоборот, они мобилизуют. Такой у меня характер — максимально собираться, чтобы преодолеть препятствие. Добиваться результата, искать новые пути, если что-то пошло не так, лишь бы не стоять на месте. Пассивность, стагнация меня демотивируют...

— Неужели, Марина, у вас было ощущение той самой стагнации в театре «Практика», где вы провели пять лет в роли худрука? Или в МХТ, где служите с 1985 года?

— Поясню. Я не говорю о конкретном месте и определенном времени, нет. Лишь описываю свои ощущения, когда время будто замедляется, и я вместе с ним. «Практика» для меня — это время невероятных вызовов. Я пришла туда после трагедии с Дмитрием Владимировичем (Дмитрий Брусникин — муж Марины. Актер, режиссер, театральный педагог, худрук «Практики», умер в 2018 году. — Прим. ред.). Я видела свою задачу в том, чтобы сохранить то, что он уже сделал, и реализовать то, что он планировал. Было сложно, скажу честно. Во-первых, работать с молодежью — это всегда как на вулкане. Во-вторых, наступили непростые времена. Пандемия, смена директора, площадки, ремонт, переезд во внетеатральное пространство, в Музей Москвы, и так далее. Театру надо было выживать, не уронив существующий статус. «Практика» — особенный театр. Не только по содержанию, но и по размеру. Он маленький, но при этом ему удалось не утонуть на театральной карте Москвы. Я до сих пор в тех же юридических правах — работника по совместительству. Моя трудовая книжка несколько десятилетий лежала в МХТ. Теперь — в РАМТе, дальше посмотрим, как будет.

— Марина, а как фактически происходит назначение на должность главного режиссера? Кто произнес фразу: «Марина Станиславовна, а не стать ли вам главрежем?»

— Это предложение Алексея Владимировича Бородина, художественного руководителя театра. После того как я согласилась, он согласовывал назначение в Министерстве культуры, насколько я знаю. В конце прошлого сезона, весной 2023-го, я ставила новый спектакль — «Здесь дом стоял», шли репетиции. Алексей Владимирович тоже репетировал, готовился к премьере «Леопольдштадта». Однажды мы с ним просто столкнулись в коридоре. Он спросил:

— Марина, мне надо с вами поговорить, когда вы можете?

Я ответила:

— Сегодня после восьми вечера.

Пришла вовремя, Бородин еще репетировал в зале, а я ходила по фойе. Я была там пятьсот раз, с — РАМТом меня связывали годы совместного творчества. Я поставила здесь несколько спектаклей, но никогда, признаться, не размышляла об этом историческом пространстве. Всегда бегом-бегом... А в тот раз я не спеша, без всяких предчувствий поворота в судьбе, ходила по пустому фойе и смотрела новым взглядом на фотографии людей театра. «Как же здесь интересно, как хорошо, сколько великих артистов играли в этом театре», — думала я.

И когда Алексей Владимирович озвучил мне предложение стать главным режиссером, я сначала удивилась и тут же — очень обрадовалась. На размышления время не брала, сразу поняла, что не откажусь. Хотя осознавала — жизнь снова резко изменится.

— Мы всегда взвешиваем новое — прикидываем и плюсы, и минусы. Какого рода сомнения были у вас?

— Например, смогу ли я правильно построить работу, чтобы никто не потерял из-за моего назначения... В РАМТе особенная атмосфера и там работают замечательные профессионалы.

Или как морально дастся расставание с Московским Художественным театром, куда я пришла 40 лет назад. Была своей, а стану гостем... Понятно, что человеческие связи не рвутся, и все же изменения произойдут.

Кстати, недавно я была на премьерном спектакле МХТ «Занавес». Он создан по документальным рассказам актрис театра, и я поймала себя на мысли, что и моя личная жизнь тесно вплетена в историю Московского Художественного театра... И не то чтобы загрустила, но четко осознала: я сделала свой выбор. По моим представлениям, важно иметь цели хотя бы для того, чтобы выходить из комфортной комнаты.

Моя бабушка всю жизнь переставляла мебель. Жили небогато — то в комнате в коммуналке, то в собственной небольшой квартире. Но даже в коммуналке наша бабушка умудрялась менять привычное. Возвращаемся с сестрой из школы, а пианино стоит в другом углу. Их всего-то четыре, но у бабушки получалось находить множество вариантов. Не от нее ли во мне желание перемен? За последние пять лет я, к примеру, переехала несколько раз. Хотелось выдернуть себя из знакомого, привычного. Это если говорить на бытовом уровне. Если же об искусстве, о творчестве, то мне важно менять не разрушая, сохранять и развивать.

— Я была на актерском фуршете, который состоялся после премьеры «Здесь дом стоял». По сути, это был ваш первый неформальный выход к труппе, как я поняла. Актеры говорили вам разные слова, один из них сказал так: «К нам пришла романтичная и трогательная Марина Станиславовна...» Удивительные качества для главного режиссера...

— Первое впечатление может быть таким. Думаю, что актеры понимают, что это не совсем так.

— Это к вам относится — романтичная и трогательная?

— Безусловно, я такой была и остаюсь, я идеалистка. Но это не все, что во мне есть, иначе я ничего не смогла бы сделать в профессии.
Режиссер работает не красками, не нотами, а чужими энергиями. Это сложно. Приходится всю жизнь учиться создавать особенную творческую атмосферу. Чтобы актерам казалось, что единственно правильное — это тратить свою жизнь на воплощение режиссерского замысла. И тогда они начинают помогать. Наверное, мне хватает мозгов, чтобы без разрушений превращать эфемерный мир в реальный. Конечно, характеры у всех актеров разные, не все обязаны тебе верить, ну что ж... Значит, или находишь подход, или с человеком расстаешься. Но лично мне интересно побеждать недоверие и делать человека своим соратником. Хотя по-разному бывало на этом пути.

Марина Брусникина в гримерке перед спектаклем «Платонов», МХАТ имени Чехова, 1991 год. Фото: пресс-служба РАМТа

— Ваш учитель Олег Николаевич Ефремов начинал в РАМТе, в то время Центральном детском театре (ЦДТ), играл Конька-горбунка. Театральные критики тех лет писали, что это было нечто феерическое в его исполнении!

— Ефремов часто рассказывал нам о РАМТе. Кстати, здесь он практически лишился глаза. Во время спектакля, как раз того самого «Конька-горбунка», какой-то школьник выстрелил из рогатки. Попал в глаз Олегу Николаевичу, произошло отслоение сетчатки...

Помимо Ефремова между МХТ и РАМТом существуют и другие связи. Например, легендарная Кнебель ставила спектакли на обеих сценах. Собственно, Алексей Владимирович Бородин меня этим и соблазнил, он начал наш разговор с фразы: «Марина, не хотите ли вы продолжить дело Марии Иосифовны Кнебель?» Надо сказать, что для всех выпускников Школы-студии и самого МХТ это имя — легенда, а сама Кнебель — икона.

— На такое предложение не скажешь же — нет, не хочу...

— Можно, конечно, сказать, что я недостойна. Но я так не сделала. Как я уже сказала, мною двигали интерес и азарт.

— Марина, у меня вопрос о вашем новом спектакле в РАМТе «Здесь дом стоял». Актеры старшего поколения рассказывают зрителю истории из собственной жизни. Жанр модного у молодежи сторителлинга... Из того, о чем говорят актеры на сцене, я лично помню немного, больше — из рассказов родителей и бабушек. Но основной контингент РАМТа — молодые ребята. От описываемых событий их отделяют десятилетия. Коммерческий успех таких спектаклей возможен? На что вы рассчитывали, выбирая материал?

— Я рассчитывала на то, что актеры, на которых театр долго держался и продолжает держаться, проявились бы в глазах нового поколения. Стали объемными, понятными фигурами. После премьеры многие молодые актеры говорили о том, что не могли даже предположить, что у их старших коллег настолько интересные биографии. Да и сами участники спектакля открыли друг друга заново. Работали бок о бок почти полвека, а подробностей не знали. Я рассчитывала также и на то, что энергия поколения 60+ забьется с новой силой. Не секрет, что у «взрослых» актеров все меньше ролей, а сил еще много. И что такое 60—70 лет для человека? Да ничего! Идея спектакля принадлежит актеру Вите Панченко. Он рассказывал о том, что когда пришел в РАМТ, молодые благоговели перед старшим поколением, имели наставников. Юные зрители эмоционально воспринимают всю эту историю, во время спектакля я наблюдаю полную вовлеченность.

РАМТу уже больше ста лет, за это время выросло несколько поколений, и нынешние бабушки и дедушки, которые приводят к нам на спектакли внуков, сами выросли в этих стенах. Уверена, что им будут интересны истории кумиров. К актерам зачастую относятся как к небожителям, а это просто люди, с проблемами, о которых мало кто подозревает.

«Здесь дом стоял» — это о нашей с вами общей истории, о совпадениях и пересечениях судеб. Это память молодых об ушедших предках. Многие не успевают поговорить со стариками в своей семье — некогда, неинтересно, а потом поздно. Остается сожалеть, что история семьи как будто в тумане, набросками.

Марина Брусникина в спектакле «Чайка», МХАТ, 1985 год. Фото: И. Александров/из фондов музея МХАТ

— Марина, вы говорите о том, что зрители не воспринимают актеров как обычных людей, скорее как небожителей. А как было с вами, когда вы окончили Школу-студию и были приняты в труппу МХАТа? Вашими коллегами оказались те, имена которых знала вся страна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили... Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историй
Ученые выявили 9 различных культур Европы ледникового периода по стилю ювелирных украшений Ученые выявили 9 различных культур Европы ледникового периода по стилю ювелирных украшений

Культурные разделения не всегда были четкими: их границы иногда сдвигались

ТехИнсайдер
Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров» Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров»

Федор Лавров — о том, каково быть ребенком известных родителей

Коллекция. Караван историй
Интересный факт! Вот почему вы не найдете в магазинах индюшиные яйца Интересный факт! Вот почему вы не найдете в магазинах индюшиные яйца

Почему в магазинах нет индюшиных яиц и почему их продажа нецелесообразна

ТехИнсайдер
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы 9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы

Самые необычные дизайны самолетов

ТехИнсайдер
Лариса Луппиан: «Мой служебный роман» Лариса Луппиан: «Мой служебный роман»

Невозможно жить одной лишь семьей, если нет творчества и любви к какому-то делу

Караван историй
Ученые посчитали сколько живых клеток было на Земле и сколько еще будет Ученые посчитали сколько живых клеток было на Земле и сколько еще будет

Сколько клеток населяло нашу планету со времени появления первой?

ТехИнсайдер
Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...» Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...»

«Быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все»

Коллекция. Караван историй
Что на самом деле скрывается за понятием Что на самом деле скрывается за понятием

Что значит "любить себя"?

VOICE
Нина Дорошина. Не советская девочка с балетной походкой Нина Дорошина. Не советская девочка с балетной походкой

В Дорошиной никогда не было ни зависти, ни каких-либо понятий о конкуренции

Коллекция. Караван историй
10 фактов об Эдгаре Алане По 10 фактов об Эдгаре Алане По

Самые необычные факты из жизни мистика Эдгара Алана По

Maxim
Блокбастер и Маргарита: MAXIM в числе первых посмотрел новую экранизацию Булгакова Блокбастер и Маргарита: MAXIM в числе первых посмотрел новую экранизацию Булгакова

Насколько хорошей получилась экранизация «Мастер и Маргарита» 2024 года

Maxim
Balenciaga от Кристобаля до Демны: краткий таймлайн модного дома Balenciaga от Кристобаля до Демны: краткий таймлайн модного дома

Разбираем основные этапы становления модного дома Balenciaga

Правила жизни
Как избежать цифровой усталости и выгорания после работы: 5 способов Как избежать цифровой усталости и выгорания после работы: 5 способов

Снизить негативное воздействие экранов компьютеров, телефонов не так уж и сложно

РБК
История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк

Почему столица США «переехала» из Нью-Йорка в Вашингтон?

ТехИнсайдер
Первая женщина-психоаналитик и любовница Юнга: что известно о россиянке Сабине Шпильрейн Первая женщина-психоаналитик и любовница Юнга: что известно о россиянке Сабине Шпильрейн

Глава из книги «50 историй российских девушек, изменивших мир»

Psychologies
Главные любители «рыбов» и больших мисок с кормом: невероятные факты о котиках, которые помогут узнать их еще лучше Главные любители «рыбов» и больших мисок с кормом: невероятные факты о котиках, которые помогут узнать их еще лучше

Насколько хорошо мы знаем своих усато-полосатых питомцев?

ТехИнсайдер
Кто и как придумал «Смешариков». Отрывок из книги Кто и как придумал «Смешариков». Отрывок из книги

Глава из книги «Смешарики» о том, как происходила работа над культовым проектом

СНОБ
5 стрижек, которые нужно избегать после 50 лет: они привлекают внимание к редеющим волосам и залысинам 5 стрижек, которые нужно избегать после 50 лет: они привлекают внимание к редеющим волосам и залысинам

Эксперты составили список стрижек, которые не подходят зрелым дамам

VOICE
Математика в аграрной практике Математика в аграрной практике

Как разработать стратегию цепочек поставок в АПК

Агроинвестор
Мы долгая битва друг с другом Мы долгая битва друг с другом

Сериал «Эхо»: от традиционных супергероев к коренным

Weekend
Красные, белые, игристые… северные Красные, белые, игристые… северные

Вина северных стран во многом ничуть не уступают своим конкурентам

Зеркало Мира
Лучшие фильмы ужасов с рейтингом IMDb выше 7, основанные на реальных событиях Лучшие фильмы ужасов с рейтингом IMDb выше 7, основанные на реальных событиях

Фильмы, от просмотра которых по всему телу побегут мурашки

ТехИнсайдер
Секс по женскому сценарию: какой он и чем отличается от «мужского» Секс по женскому сценарию: какой он и чем отличается от «мужского»

Какому плану следовать, чтобы женщина испытала оргазм?

Psychologies
Лев Рубинштейн: «Бегущая строка». Отрывок из новой книги Лев Рубинштейн: «Бегущая строка». Отрывок из новой книги

Отрывок из последней книги мастера поэзии Льва Рубинштейна «Бегущая строка»

СНОБ
Без глютена Без глютена

Мифы о безглютеновой диете, которые давно пора развеять

Лиза
Понемногу о многом Понемногу о многом

Первые железнодорожные линии от Дикого Запада до сонного Востока

Знание – сила
«Ванильная кудряшка» «Ванильная кудряшка»

Причудливое растение из Южной Африки, которое приживется дома

Наука и жизнь
Универсальный интерфейс поможет конструировать живые нейронные сети Универсальный интерфейс поможет конструировать живые нейронные сети

Платформа с гибкими настройками для интерфейса с живыми нейронами

N+1
Открыть в приложении