Отходное дело: почему Goldman Sachs советует покупать акции мусорных компаний и можно ли заработать на этом в России
Goldman Sachs рекомендовал инвесторам покупать акции компаний из мусорной отрасли. Американский банк на прошлой неделе присвоил рейтинг Buy бумагам Republic Services (RSG), Waste Connections (WCN), Waste Management (WM). Forbes узнал, насколько могут быть выгодными такие инвестиции и есть ли спрос у российских инвесторов на подобные активы
Рынок мусора в США очень закрытый и компаний, связанных с ним, не так много, пишут аналитики Goldman Sachs (доклад есть у Forbes). Они рассредоточены по всей стране, работают в разных муниципалитетах. При этом три крупнейших игрока в США — Republic Services (RSG), Waste Connections (WCN), Waste Management (WM) — контролируют около 54% всего рынка, хотя в 2008 году их доля не превышала 38%. Консолидация, по мнению аналитиков Goldman Sachs, одно из главных преимуществ рынка мусора — она генерирует прибыль сектора. За 15 лет четыре эти компании ежегодно увеличивали свою прибыль примерно на 5% за счет приобретения более мелких игроков.
Так, на рынке, обслуживаемом одним игроком, затраты на сбор и переработку отходов могут составлять $30 на один дом. На неконсолидированном рынке затраты будут выше — около $40 на дом, подсчитали аналитики американского банка. Таким образом, консолидация рынка увеличивает маржу крупных компаний примерно на 5-10%. Goldman Sachs прогнозируют дальнейшую консолидацию этого рынка, так как крупные мусороперерабатывающие компании на накопленные средства покупают более мелких региональных мусороперевозчиков.
На прибыль мусорных компаний влияет и другой фактор: небольшое количество объектов инфраструктуры, связанной с мусором, отмечают аналитики Goldman Sachs. Свалки и станции по переработке не нужны в больших количествах, они часто принадлежат крупным игрокам и находятся на большом расстоянии друг от друга. По мере роста регионов и населения в них увеличивается потребление и количество отходов. Так, на одну свалку или станцию по переработке сегодня приходится 400 000 тонн отходов, пять лет назад — 370 000 тонн. Несмотря на увеличение объемов отходов, затраты на поддержку инфраструктуры не увеличиваются.