Остров-герой
Это самая большая в мире крепость на искусственных островах и самый маленький по численности район Петербурга, конечно, если считать его обычным районом. Но Кронштадт всегда был на особом счету. Закрытый военный город, в котором концентрация исторических событий и имен чуть ли не выше, чем в столице Российской империи, которую он был призван защищать.
Мы едем на машине с Евгением Вавиловым, сотрудником Музея истории Кронштадта.
– Посмотрите направо, – говорит Евгений. – Хоть и во дворе, но фасады делают. Каждый год по 20–30 фасадов приводят в порядок. За Кронштадт засучив рукава взялись не просто городские, а федеральные власти. Почти как во времена Петра Великого. Через 3–4 года здесь будет город-сад, город-парк, город – рекреационный кластер.
Подводные богатства
Подъезжаем к красивому свежевыкрашенному зданию, похожему на церковь. Наверху ни купола, ни креста. Это старая водонапорная башня, храм городского водоснабжения. А сейчас здесь филиал Музея истории Кронштадта, экспозиция, посвященная подводной археологии.
– Эти предметы подняли со дна Финского залива в наших территориальных водах, – рассказывает Евгений. – В 150 километрах отсюда в районе острова Гогланд нашли затонувший английский гафельный кеч (двухмачтовое парусное судно. – Прим. автора). В 1856 году он вез в Петербург посуду, одежду. Три года назад с глубины 60 метров ее подняли водолазы Русского географического общества. Никакой реставрации мы не проводили, просто помыли, и всё.
На витрине выставлены расписные фарфоровые чашки, хоть сейчас садись пить чай с английской королевой.
В течение 200 лет Кронштадт был крупной перевалочной базой. В столицу Российской империи шли предметы роскоши из Европы. Здесь товары перегружали на суда помельче, так как зайти в Петербург по мелководью Финского залива мог не каждый корабль. Кронштадт богател, собирая пошлины, но и море забирало свою мзду.
– На расстоянии от нас до Гогланда лежат под водой 10 тысяч объектов. Не только корабли, но и летательные аппараты, подводные лодки. Хозяйственное освоение моря было очень активным, шли боевые действия, все это оставило след, – поясняет Евгений.
В одном из залов выставлен остов затонувшего линейного корабля «Лондон». Корабль был куплен Петром I у Ост-Индской компании. В его остове исследователи нашли косточки экзотических для начала XVIII века плодов: персика и миндаля, то есть он уже ходил в Индию и вернулся. Но в 1719 году недалеко от острова Котлин «Лондон» сел на мель, спасти его из-за начавшегося шторма не удалось. Позже на остове корабля построили маяк, действовавший до XIX века. Мель, где он стоял, до сих пор зовут Лондонской.
Защитник Петербурга
От здания водокачки до главного корпуса музея 15 минут пешком мимо Обводного канала. Здесь грузили продовольствие, древесину, уголь и другие товары, необходимые для подготовки кораблей к навигации. Да, в Кронштадте был собственный Обводный канал и свое Адмиралтейство.
Вся история Кронштадта, расположенного на острове Котлин, так или иначе связана с морем. Если Санкт-Петербург – это город-ворота, не зря на его красном гербе изображены два перекрещенных якоря, напоминающие о гербе Ватикана с ключами от рая, то Кронштадт, наоборот, город-замóк, запирающий эти ворота от неприятеля и стихии.
– Мы – островитяне, – говорит экскурсовод исторического музея Анна Моисеева. – Если бы не дамба, вошедшая в комплекс кольцевой автодороги, до нас до сих пор нужно было бы плыть, как Пушкин на пароходе. Или на «Метеоре», как в советское время.
25-километровый комплекс защиты Петербурга от наводнений состоит из 11 дамб. Это циклопическое сооружение строили больше 30 лет. С распадом СССР строительство встало, хотя еще в 1984 году остров соединили с материком технической дорогой, но защитную функцию постройка не выполняла. Закончили проект в 2011 году, и теперь Кронштадт похож на бриллиант в огромном кольце, считаясь одним из районов Петербурга.