Глупость или гениальность
Почему покупка картинки в интернете за $69,3 млн может стать лучшей инвестиционной идеей.
Одиннадцатого марта 2021 года на аукционе Christie’s произошло поистине революционное событие: за рекордные $69,3 млн ушла с молотка полностью электронная картина графического дизайнера Майкла Винкельмана, работающего под псевдонимом Beeple. Его работа под названием «Первые 5000 дней» представляет собой коллаж, состоящий из 5000 рисунков, созданных Винкельманом в течение предыдущих 13 лет. Аукцион проводился в онлайн-формате и длился 15 дней. Начальная цена коллажа была всего $100, однако уже в течение последующих двух недель постепенно выросла до $10 млн. Основная же битва инвесторов развернулась за 15 минут до окончания торгов, когда за картину сражалось 10 человек, а шаг цены увеличился до $10–15 млн. Победил сингапурский инвестор с псевдонимом Metakovan.
Пикантности этой ситуации придает тот факт, что, в отличие от предметов искусства реального мира, оригинал цифровой картины полностью идентичен всем ее копиям. Вы можете найти ее на многих сайтах и скачать ровно в таком же качестве, как получил инвестор Metakovan. Даже на сайте самого аукционного дома Christie’s можно рассмотреть ее в мельчайших подробностях. В чем же тогда смысл тратить миллионы долларов на то, что можно получить бесплатно?
Человек непосвященный обычно считает все, происходящее в мире электронного искусства, театром абсурда и не понимает, зачем платить за цифровые картины. Как сказал один мой клиент: «Эта сделка подтверждает два факта: нас окружает большое количество дураков, и у них полно лишних денег». Но я попробую удивить вас еще больше: сделка по покупке коллажа «Первые 5000 дней» может принести инвестору Metakovan $1 млрд в течение буквально нескольких месяцев. Чтобы это понять, давайте чуть ближе посмотрим, как работает рынок электронного искусства.